![](https://static.tildacdn.com/tild3864-6330-4638-b832-343838656164/4264_foto_1_03.jpg)
Курс лекций куратора ГМИИ им. Пушкина Алексея Валерьевича Петухова
Детство
Морис Дени родился 25 ноября 1870 года в прибрежном городке Гранвиль в Нормандии, куда его родители переехали, спасаясь от франко-прусской войны, но позже вернулись обратно в Сен-Жермен-ан-Лэ, уютный пригород Парижа. Отец Мориса занимал административную должность в железнодорожной компании, мать была модисткой и швеей.
Семья Дени была религиозной, Морис с раннего возраста проникся чувством веры. А еще он испытывал страсть к искусству. Подростком он часто посещал церкви и соборы, восхищался работами Фра Беато Анджелико. В возрасте тринадцати лет Морис начал брать уроки рисования, делал наброски старых мастеров в Лувре, проявлял талант.
![](https://static.tildacdn.com/tild3735-6430-4536-a338-333830636631/july-maurice-denis.jpg)
Дени получил классическое образование в лицее Кондорсе, одной из самых престижных средних школ Парижа, где он познакомился с коллегами-художниками — будущими «Наби»: Эдуаром Вюйаром и Кер-Ксавье Русселем. Дени был отличником, получил множество наград, но в 1888 году он бросил школу, чтобы поступить в Академию Жюлиана — частную художественную школу Родольфа Жюлиана. в следующем году Дени был принят в престижную Школу изящных искусств.
Ранняя практика
В Академии Жюлиана Дени учился вместе со своими старыми школьными друзьями Вюйаром и Русселем. Он также подружился с двумя художниками, которые впоследствии сыграли центральную роль в формировании группы «Наби», Пьером Боннаром и Полем Серюзье. В это время Дени находился под сильным влиянием движения символистов, в частности работ Пьера Пюви де Шаванна, которые он впервые увидел на выставке 1887 года, и Поля Гогена, чья первая выставка в кафе «Вольпини» в 1889 году стала откровением для Дени.
![](https://static.tildacdn.com/tild3934-3337-4935-a665-333761656533/_25_23_____6_______1.jpg)
Однажды в 1888 году Серюзье показал своим друзьям картину, которую он написал под руководством Гогена в Пон-Авене, сельском районе Бретани, где с 1860-х годов собирались различные группы художников. Дени и его друзья были настолько поражены работой Серюзье — небольшим пейзажем, нарисованным на задней стороне коробки из-под сигар, — что сформировали целое художественное движение, основанное на новом художественном видении. Движение назвали в честь еврейского термина «пророк», или Les Nabis. Картина Серюзье стала символом, теперь она известна как «Талисман».
Следуя примеру Гогена, Серюзье, Дени, Боннар, Вюйар, Руссель и другие освободили себя от необходимости тщательного воспроизведения визуальных ощущений, характерного для французского искусства со времен импрессионизма. Вместо этого они пытались уловить духовное и эмоциональное содержание своего предмета — часто пейзажей. Отвергая идеи линейной перспективы и моделирования, «Наби» черпали вдохновение в декоративно-прикладном искусстве, а иногда, следуя примеру Гогена, в японизме, который тогда приближался к пику своей моды в Европе.
![](https://static.tildacdn.com/tild6233-3732-4531-b861-613965376663/figury-v-vesennem-pe.jpg)
После создания серии экспериментальных картин в конце 1880-х — начале 1890-х годов Морис Дени зарекомендовал себя как самый красноречивый теоретик «Наби». Его первая статья о новом стиле «Определение неотрадиционализма» была опубликована в Art et Critique в 1890 году и была воспринята как своего рода манифест группы. В нем Денис отвергает одержимость импрессионизма натуралистической точностью и защищает идею духовной функции искусства. Его знаменитое введение определило «Наби» как предшественников всех последующих экспериментов с изобразительной абстракцией на следующие десятилетия.
Пик карьеры
Дени прозвали «Наби прекрасных икон» из-за его тяги к религиозным мотивам и философии, сильно отличающейся от неортодоксальной или теософской духовности и оказывающей влияние на других членов «группы Наби». Дени много выставлялся вместе с другими членами группы, и в этот период, в 1890-е, сохранялась их общность подходов. В июне 1893 года Дени женился на музыканте Марте Мюрье, написал множество ее портретов, и неоднократно заявлял о своей любви к ней в своих дневниках с момента встречи в 1890 году. Любовь, духовность, религия, Марта: это были любимые темы Дени с первых дней основания «Наби» и до конца жизни.
![](https://static.tildacdn.com/tild6239-3935-4639-a437-313139316137/44410064314_bf0b060b.jpg)
В середине 1890-х годов на Дени повлияло декоративно-прикладное искусство, он делал упор на «стиль», отсутствующий в кредо импрессионистов. Он интересовался взаимодействием между искусством, архитектурой и дизайном, особенно в религиозной обстановке, и выполнял различные заказы по украшению церквей и частных домов, все чаще добавляя в свои картины чисто декоративные элементы. Дени также исследовал различные направления коммерческого дизайна, разрабатывая узоры и модели для ковров, керамики, витражей, экранов и вентиляторов. Он делал иллюстрации к книгам писателей-символистов, в том числе к изданию Sagesse Поля Верлена, а также фронтисписы к нотам, например, к произведениям Клода Дебюсси.
![](https://static.tildacdn.com/tild3134-3464-4263-b361-373733663963/Maurice_Denis_-Annun.jpg)
Поездки в Италию в 1895, 1897 и 1898 годах сыграли важную роль в жизни и художественном развитии Дени. Он стал работать в новом направлении, которое изолировало его от «Наби». В его искусстве стало более отчетливо проявляться влияние мастеров итальянского Возрождения, таких как Рафаэль и Микеланджело. В любом случае к концу 1890-х годов участники «Наби» уже отдалились друг от друга. Из Рима он написал Вюйяру о важности классицизма и Рафаэля, вызвав шок и негативную реакцию своего старого друга.
![](https://static.tildacdn.com/tild6364-3062-4434-b137-323938343430/70829943_original.jpg)
Во время поездки в Италию в 1898 году Дени встретился со своим другом писателем Андре Жидом, когда-то соавтором и ярым защитником классицизма. Их разговоры укрепили веру Дени в необходимость возврата к классическим принципам в искусстве: как отмечает критик Жерар Воан, «и писатель, и художник-визуалист сыграли важную роль в создании французского неоклассицизма, и оба пришли к пониманию Франции как естественной наследницы греческой и римской традиции». Дени также был большим поклонником Сезанна, который отвергал тяку импрессионистов к игре цвета в пользу композиционного подхода, основанного на изображении твердых скульптурных форм. Дени считал Сезанна истинным основоположником современного искусства неоклассицизма.
![](https://static.tildacdn.com/tild6539-6461-4136-a362-303465363161/Maurice-Denis-Soir-d.jpg)
Когда Анри Матисс стал ведущим представителем фовизма, художественного движения, направленного на улавливание яркости цвета, Дени стал его самым ярым критиком. Он плохо отзывался об известной картине Матисса «Женщина в шляпе» 1905 года, осуждал художника за отсутствие эмоционального содержания. Соперничество между двумя художникам усугубилось на фоне деятельности меценатов из России — Ивана Морозова и Сергея Щукина. Оба собирали работы Дени и Матисса.
Поздний период
Когда Дени исполнился сорок один год, умер его отец, это событие оказало большое личное влияние на художника. В 1914 году он купил бывшую больницу Сен-Жермен-ан-Ле, переименовав ее в Приорат и обновив здание фресками и витражами.
![](https://static.tildacdn.com/tild3630-3765-4737-a235-636535343733/46LT_2518978_6-960x6.jpg)
В 1919 году ушла из жизни жена Дени. Убитый горем, он расписал часовню в ее память. В том же году он вместе с Жоржем Девальером основал Ateliers d'Art Sacré (буквально «Мастерские священного искусства»). Цель этой группы состояла в том, чтобы примирить религию с современной культурой, создавая искусство для религиозных мест — церквей, соборов, которое избавилось бы от академизма и реализма, а также обучить новое поколение религиозных художников и ремесленников. Дени и Девальер отремонтировали несколько церквей в период с 1919 по середину 1930-х годов, когда привычных отсутствие заказов вынудило их искать альтернативную работу. Среди их наиболее заметных новых заказов был набор картин для Église du Saint-Esprit в Париже, завершенный в 1934 году. Хотя работа Дени того периода находилась под сильным влиянием его веры, он также создавал фрески для общественных зданий в 1920–30-х годах.
![](https://static.tildacdn.com/tild3536-6461-4365-b761-303263386265/5144982x.jpg)
В 1921 году, когда Дени был 51 год, он отправился в Италию с одной из своих дочерей. В этой поездке он встретил Элизабет Гратероллеоре, на которой женился в следующем году. Первый из двух детей Мориса и Элизабет родился в 1922 году. В период с 1936 по 1939 год Дени создал несколько декоративных панно для Дворца Наций в Женеве. Уже известный как живописец и художник-декоратор, к концу своей жизни Дени опубликовал несколько важных статей по эстетике.
Дени продолжал плодотворно работать и в преклонном возрасте: всего в период с 1916 по 1943 год он закончил более двадцати проектов настенной живописи. В том же году Дени попал под машину и умер по дороге в город.
Курс лекций куратора ГМИИ им. Пушкина Алексея Валерьевича Петухова