Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Художник Морис Дени

Художник Морис Дени на пике своей карьеры соперничал с Анри Матиссом за внимание русских меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Рассказываем, как он к этому пришел.



Курс лекций куратора ГМИИ им. Пушкина Алексея Валерьевича Петухова

Детство

Морис Дени родился 25 ноября 1870 года в прибрежном городке Гранвиль в Нормандии, куда его родители переехали, спасаясь от франко-прусской войны, но позже вернулись обратно в Сен-Жермен-ан-Лэ, уютный пригород Парижа. Отец Мориса занимал административную должность в железнодорожной компании, мать была модисткой и швеей.

Семья Дени была религиозной, Морис с раннего возраста проникся чувством веры. А еще он испытывал страсть к искусству. Подростком он часто посещал церкви и соборы, восхищался работами Фра Беато Анджелико. В возрасте тринадцати лет Морис начал брать уроки рисования, делал наброски старых мастеров в Лувре, проявлял талант.


Дени получил классическое образование в лицее Кондорсе, одной из самых престижных средних школ Парижа, где он познакомился с коллегами-художниками — будущими «Наби»: Эдуаром Вюйаром и Кер-Ксавье Русселем. Дени был отличником, получил множество наград, но в 1888 году он бросил школу, чтобы поступить в Академию Жюлиана — частную художественную школу Родольфа Жюлиана. в следующем году Дени был принят в престижную Школу изящных искусств.

Ранняя практика

В Академии Жюлиана Дени учился вместе со своими старыми школьными друзьями Вюйаром и Русселем. Он также подружился с двумя художниками, которые впоследствии сыграли центральную роль в формировании группы «Наби», Пьером Боннаром и Полем Серюзье. В это время Дени находился под сильным влиянием движения символистов, в частности работ Пьера Пюви де Шаванна, которые он впервые увидел на выставке 1887 года, и Поля Гогена, чья первая выставка в кафе «Вольпини» в 1889 году стала откровением для Дени.



Однажды в 1888 году Серюзье показал своим друзьям картину, которую он написал под руководством Гогена в Пон-Авене, сельском районе Бретани, где с 1860-х годов собирались различные группы художников. Дени и его друзья были настолько поражены работой Серюзье — небольшим пейзажем, нарисованным на задней стороне коробки из-под сигар, — что сформировали целое художественное движение, основанное на новом художественном видении. Движение назвали в честь еврейского термина «пророк», или Les Nabis. Картина Серюзье стала символом, теперь она известна как «Талисман».

Следуя примеру Гогена, Серюзье, Дени, Боннар, Вюйар, Руссель и другие освободили себя от необходимости тщательного воспроизведения визуальных ощущений, характерного для французского искусства со времен импрессионизма. Вместо этого они пытались уловить духовное и эмоциональное содержание своего предмета — часто пейзажей. Отвергая идеи линейной перспективы и моделирования, «Наби» черпали вдохновение в декоративно-прикладном искусстве, а иногда, следуя примеру Гогена, в японизме, который тогда приближался к пику своей моды в Европе.


После создания серии экспериментальных картин в конце 1880-х — начале 1890-х годов Морис Дени зарекомендовал себя как самый красноречивый теоретик «Наби». Его первая статья о новом стиле «Определение неотрадиционализма» была опубликована в Art et Critique в 1890 году и была воспринята как своего рода манифест группы. В нем Денис отвергает одержимость импрессионизма натуралистической точностью и защищает идею духовной функции искусства. Его знаменитое введение определило «Наби» как предшественников всех последующих экспериментов с изобразительной абстракцией на следующие десятилетия.

Пик карьеры

Дени прозвали «Наби прекрасных икон» из-за его тяги к религиозным мотивам и философии, сильно отличающейся от неортодоксальной или теософской духовности и оказывающей влияние на других членов «группы Наби». Дени много выставлялся вместе с другими членами группы, и в этот период, в 1890-е, сохранялась их общность подходов. В июне 1893 года Дени женился на музыканте Марте Мюрье, написал множество ее портретов, и неоднократно заявлял о своей любви к ней в своих дневниках с момента встречи в 1890 году. Любовь, духовность, религия, Марта: это были любимые темы Дени с первых дней основания «Наби» и до конца жизни.


В середине 1890-х годов на Дени повлияло декоративно-прикладное искусство, он делал упор на «стиль», отсутствующий в кредо импрессионистов. Он интересовался взаимодействием между искусством, архитектурой и дизайном, особенно в религиозной обстановке, и выполнял различные заказы по украшению церквей и частных домов, все чаще добавляя в свои картины чисто декоративные элементы. Дени также исследовал различные направления коммерческого дизайна, разрабатывая узоры и модели для ковров, керамики, витражей, экранов и вентиляторов. Он делал иллюстрации к книгам писателей-символистов, в том числе к изданию Sagesse Поля Верлена, а также фронтисписы к нотам, например, к произведениям Клода Дебюсси.


Поездки в Италию в 1895, 1897 и 1898 годах сыграли важную роль в жизни и художественном развитии Дени. Он стал работать в новом направлении, которое изолировало его от «Наби». В его искусстве стало более отчетливо проявляться влияние мастеров итальянского Возрождения, таких как Рафаэль и Микеланджело. В любом случае к концу 1890-х годов участники «Наби» уже отдалились друг от друга. Из Рима он написал Вюйяру о важности классицизма и Рафаэля, вызвав шок и негативную реакцию своего старого друга.


Во время поездки в Италию в 1898 году Дени встретился со своим другом писателем Андре Жидом, когда-то соавтором и ярым защитником классицизма. Их разговоры укрепили веру Дени в необходимость возврата к классическим принципам в искусстве: как отмечает критик Жерар Воан, «и писатель, и художник-визуалист сыграли важную роль в создании французского неоклассицизма, и оба пришли к пониманию Франции как естественной наследницы греческой и римской традиции». Дени также был большим поклонником Сезанна, который отвергал тяку импрессионистов к игре цвета в пользу композиционного подхода, основанного на изображении твердых скульптурных форм. Дени считал Сезанна истинным основоположником современного искусства неоклассицизма.


Когда Анри Матисс стал ведущим представителем фовизма, художественного движения, направленного на улавливание яркости цвета, Дени стал его самым ярым критиком. Он плохо отзывался об известной картине Матисса «Женщина в шляпе» 1905 года, осуждал художника за отсутствие эмоционального содержания. Соперничество между двумя художникам усугубилось на фоне деятельности меценатов из России — Ивана Морозова и Сергея Щукина. Оба собирали работы Дени и Матисса.

Поздний период

Когда Дени исполнился сорок один год, умер его отец, это событие оказало большое личное влияние на художника. В 1914 году он купил бывшую больницу Сен-Жермен-ан-Ле, переименовав ее в Приорат и обновив здание фресками и витражами.



В 1919 году ушла из жизни жена Дени. Убитый горем, он расписал часовню в ее память. В том же году он вместе с Жоржем Девальером основал Ateliers d'Art Sacré (буквально «Мастерские священного искусства»). Цель этой группы состояла в том, чтобы примирить религию с современной культурой, создавая искусство для религиозных мест — церквей, соборов, которое избавилось бы от академизма и реализма, а также обучить новое поколение религиозных художников и ремесленников. Дени и Девальер отремонтировали несколько церквей в период с 1919 по середину 1930-х годов, когда привычных отсутствие заказов вынудило их искать альтернативную работу. Среди их наиболее заметных новых заказов был набор картин для Église du Saint-Esprit в Париже, завершенный в 1934 году. Хотя работа Дени того периода находилась под сильным влиянием его веры, он также создавал фрески для общественных зданий в 1920–30-х годах.



В 1921 году, когда Дени был 51 год, он отправился в Италию с одной из своих дочерей. В этой поездке он встретил Элизабет Гратероллеоре, на которой женился в следующем году. Первый из двух детей Мориса и Элизабет родился в 1922 году. В период с 1936 по 1939 год Дени создал несколько декоративных панно для Дворца Наций в Женеве. Уже известный как живописец и художник-декоратор, к концу своей жизни Дени опубликовал несколько важных статей по эстетике.

Дени продолжал плодотворно работать и в преклонном возрасте: всего в период с 1916 по 1943 год он закончил более двадцати проектов настенной живописи. В том же году Дени попал под машину и умер по дороге в город.

Курс лекций куратора ГМИИ им. Пушкина Алексея Валерьевича Петухова
Художники
Made on
Tilda