Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Художник Василий Верещагин

Василий Верещагин — служащий Императорского флота России, художник и писатель, ставший откровенным критиком колониализма и жестокости войны в XIX веке. Он переосмыслил батальный жанр, отказавшись от традиционных условностей и прославления военнокомандующих.

Василий Верещагин. Торжествуют

Ранний период

Верещагину было всего восемь лет, когда его зачислили в Александровскую младшую военную школу в Царском Селе. Позже он перешел в Морское кадетское училище в Санкт-Петербурге и совершил свое первое плавание в составе Морского кадетского корпуса в 1858 году. Он был одним из лучших выпускников военно-морского училища, однако решил оставить военную службу, чтобы сосредоточиться на искусстве. Всего через два года, в 1863 году, он получил медаль Санкт-Петербургской Академии художеств за картину «Улисс, убивающий женихов». После этого Верещагин оттачивал свои художественные таланты в Париже в Школе изящных искусств под руководством известного реалиста-востоковеда Жана Леона Жерома.

Василий Верещагин, Мраморная набережная, украшенная барельефами в Раджнагаре, Удайпур, ок. 1874 г., холст, масло. Источник: Wikimedia Commons/ Государственная Третьяковская галерея.

Влияние турецких и египетских жанровых сцен Жерома оказало глубокое влияние на искусство Верещагина. Оно проявляется в работах Верещагина — выборе сюжета, внимании к мелким деталям, виртуозной передаче света и цвета.

Василий Верещагин, Повозка богатых людей в Дели, ок. 1875 г., холст, масло. Источник: Государственная Третьяковская галерея.

Солдат, путешественник и художник

Верещагин хорошо известен своими батальными сценами. Полотна отражают его обширный опыт службы в роли военного корреспондента. Он был очевидцем битв и создавал произведения, посвященные ужасам войны. Некоторые были настолько гротескными, что их отвергала публика. Вероятно, именно этого эффекта добивался художник.

Служба Верещагина в российском флоте и его страсть к путешествиям привели к тому, что он разъезжал по миру на протяжении всей своей невероятной жизни. Он получил широкое признание как художник в Европе и Соединенных Штатах.

Василий Верещагин, Ледник на пути из Кашмира в Ладакх, ок. 1875 г., холст, масло. Источник: Государственная Третьяковская галерея.

Путешествие в Индию

Верещагин совершил поездку в Индию и Тибет в 1873 г. и снова в Индию в 1884 г. для сбора этнографических материалов, которые использовал для создания серии исследований, посвященных Индийскому субконтиненту. Он отправился в это путешествие со своей женой из Санкт-Петербурга, через Константинополь, Египет и Гималаи. Маршрут был опасным. Часто приходилось передвигаться верхом на лошадях и верблюдах, а иногда пешком.

Во время длительного путешествия по Гималаям Верещанин рисовал горную местность. Вместе с женой пытался подняться на пик Дзонгри в Западном Сиккиме. К сожалению, это был январь. Из-за холода паре не удалось завершить свой путь.

Василий Верещагин, «Снег Гималаев», ок. 1874 - 1876, Холст, Масло. Источник: Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина.

Во время путешествия Верещагин сталкивался с опасными дикими животными, едва не утонул и даже заболел малярией в тропической жаре, но его энтузиазм не угас. В Индии Верещагин увидел невероятный природный ландшафт и богатое культурное наследие древнего народа, а также бедственное положение людей в результате действий британских колонизаторов. Он черпал вдохновение в ярких красках местности этой экзотической земли. В индийской серии Верещагина запечатлены горные перевалы, местные жители, храмы, культурная жизнь и впечатляющая архитектура.

Царский шпион

Английские офицеры в Индии хорошо относились к Верещагину и хвалили его явный художественный талант, но опасались военного прошлого и точности изображений горных перевалов и зданий, поскольку подозревали, что он был царским шпионом. Пытались выяснить, не проводит ли он военную разведку, хотя на самом деле работы Верещагина были аполитичными.

Василий Верещагин, Ворота возле Кутб-Минар в Дели, ок. 1875 г., холст, масло. Источник: Государственная Третьяковская галерея.

Жемчужная мечеть в Дели

Жемчужная мечеть или Моти Масджид в Дели была введена в эксплуатацию в 1659 году императором Аурангзебом как частная мечеть внутри высоких стен столицы Великих Моголов — Красного форта. Верещагин посетил эту мечеть и был глубоко тронут, как свет торжественно падает на безупречные белые мраморные стены. Его художественное исполнение Жемчужной мечети в Дели часто называют самой лучшей картиной из индийской серии. Грандиозность и четкая детализация произвели огромное впечатление на весь мир. Сейчас картина принадлежит частному коллекционеру.

Василий Верещагин, Жемчужная мечеть в Дели, ок. 1879 г., холст, масло.

Принц Уэльский в Джайпуре

«Шествие слонов» (или «Принц Уэльский в Джайпуре») — еще одна примечательная работа Верещагина из индийской серии. Это очень большое полотно, рассказывающее о королевском въезде принца Уэльского в Джайпур. На нем очень подробно изображено государственное шествие принца Уэльского, проходящее через Амбар-Чаупар, Раджастхан, в 1876 году. Принц и махараджа сидят на первом слоне, а сэр Альфред Лайалл позади них. Британские дворяне и слуги — на следующих слонах. Процессию сопровождают солдаты и служащие — пешком и верхом. Эта картина выставлена в Мемориальном зале Виктории в Калькутте, Индия.

Василий Верещагин, Шествие слонов, ок. 1876 г., холст, масло. ок. Источник: Цифровой репозиторий Музеев Индии.

Последнее путешествие

Во время русско-японской войны Верещагин был приглашен адмиралом Степаном Макаровым присоединиться к нему на борту флагманского корабля «Петропавловск». 13 апреля 1904 года в «Петропавловск» попали две морские мины, и большая часть экипажа, в том числе Верещагин, погибла при крушении. По свидетельству очевидцев, художник провел последние минуты своей жизни, спокойно рисуя разворачивавшиеся перед ним сцены — военный совет под председательством адмирала Макарова. Картина была извлечена из-под обломков почти неповрежденной.
Художники
Made on
Tilda