Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Художник Джефф Кунс

Знакомство с Сальвадором Дали по телефону, тусовки на East Village, скандальная серия с порнозвездой Илоной Сталлер, бесконечные судебные тяжбы и инцидент в Париже с участием бывшего дипломата — бурная жизнь художника Джеффа Кунса не менее интересна, чем его творчество.

Ранний путь

Кунс родился в Йорке, штат Пенсильвания. Его отец был торговцем мебелью и декоратором, а мать — швеей. К восьми годам Кунс начал делать копии картин старых мастеров и продавать в магазине своего отца. В подростковом возрасте он увлекся Сальвадором Дали. Да так сильно, что позвонил в отель в Нью-Йорке, в котором тот остановился. Дали соединили с Кунсом, после беседы они вместе посетили выставку работ Дали в галерее Knoedler.

После окончания средней школы Кунс поступил в колледж искусств Мэрилендского института в Балтиморе, где продолжал развивать эстетику, навеянную Дали, рисовал нео-сюрреалистические фантастические пейзажи.

В 1974 году Кунс попал на выставку Джима Натта в Музее Уитни в Нью-Йорке. Натт считается основателем чикагского сюрреалистического движения имажинистов 1960-х годов. Выставка стала переломным моментом в жизни Кунса, и после нее он переехал в Чикаго, чтобы работать с Наттом и другими учителями-имажинистами, в том числе с Карлом Вирсумом и Эдом Пашке. Вирсум и Натт были членами группы The Hairy Who, известной своими яркими, часто гротескными картинами, вдохновленными потребительской культурой.

Джефф Кунс. Фото: Pixabay

Джефф Кунс. Фото: Pixabay

Проучившись год в Чикаго, Кунс вернулся в Колледж искусств Мэрилендского института, который окончил в 1976 году со степенью бакалавра искусств. Примерно 30 лет спустя он получил почетную степень Чикагского института искусств.

East Village

В 1977 году, после окончания колледжа, Кунс переехал на Манхэттен и устроился на работу продавать абонементы в Музее современного искусства (работа, в которой, по его словам, он очень преуспел). В Нью-Йорке он увлекся нью-вейв и панком, посещал легендарные клубы CBGB и Mudd Club.

Кунс приобщился к East Village, альтернативному сообществу художников, которые отвергли традиционный мир искусства и приняли эстетику контркультуры, в том числе граффити. В East Village возник яркий замес новых идей для музыки, поэзии, литературы и живописи — так зажглись звезды XX века: Питер Хелли, Джоан Уоллес и Эшли Бикертон. Искусство East Village также породило новые движения: неоэкспрессионизм, нео-гео и нео-поп, которые оказали влияние на творчество Кунса. Вдохновленный своим окружением, Кунс начал создавать свои знаменитые "надувные" скульптуры.

Джефф Кунс. Фото: Pixabay

Джефф Кунс. Фото: Pixabay

Карьера

В 1980 году Кунс начал сотрудничать с First Investors Corporation, а затем и со Smith-Barney — компанией, которая профинансировала его серию The New. В том же году он дебютировал с серией The New в Новом музее на 14-й улице в Нижнем Манхэттене. На выставке была представлена инсталляция — пылесосы в светящихся коробках из плексигласа.

В 1983 году Кунс начал работать над серией «Равновесие», в которой баскетбольные мячи плавали в резервуарах с дистиллированной водой рядом с плакатами звезд баскетбола. Эти работы можно рассматривать как часть искусства East Village, в частности, движения Neo-Geo, в котором произведения использовались для критики и пародии на культуру потребления и коммерциализацию мира современного искусства.

Джефф Кунс. Фото: Wikipedia. Jose María Ligero Loarte

Джефф Кунс. Фото: Wikipedia. Jose María Ligero Loarte

Кунс получил признание за эти ранние работы, и всего через три года после этого публичного дебюта известный критик Роберта Смит назвала его одним из «самых странных и уникальных современных художников».

Пик популярности

В 1986 году Кунс добился еще большего внимания средств массовой информации, чем обычно, когда вместе с коллегами-художниками Питером Хелли, Эшли Бикертон и Мейером Вайсманом представил проект «Горячая четверка» в авторитетной галерее Sonnabend. Анонс появился на обложке The New York Magazine.

Два года спустя Кунс представил серию скульптур Banality, которая принесла ему международную известность. Это статуи ростом с человека, которые объединили сентиментальную эстетику коллекционных статуэток с образами знаменитостей из поп-культуры. Кунс изготовил несколько копий каждой статуи, что позволило выставке одновременно дебютировать в галерее Соннабенд в Нью-Йорке, галерее Макса Хетцлера в Кельне и галерее Дональда Янга в Чикаго.

Первые скандалы

Кунс выпустил свою самую скандальную серию «Сделано на небесах» в 1990 году. Она состояла из больших фотографий и скульптур со сценами секса с Илоной Сталлер, знаменитой итальянской порнозвездой, также известной как Чиччолина. А потом еще появились провокационные соло фотографии Сталлер, которые дополнили серию. Критики осудили Кунса за пренебрежение хорошим вкусом. Но в конечном итоге серия «Сделано на небесах» подтвердила теорию, что любая реклама — это хорошая реклама. Новости о проекте пронеслись от Миссури до Хельсинки.

Сталлер и Кунс поженились в 1991 году, и в 1992 году у них родился сын Людвиг. Вскоре после этого брак распался, и Сталлер вернулась в Италию с Людвигом, что побудило Кунса уничтожить многие работы из серии и спровоцировало борьбу за опеку над сыном.

Скандалы

В начале 1990-х Кунсу несколько раз предъявляли иски за нарушение авторских прав и использование в коммерческих целях чужих художественных материалов. Все дела были остановлены, в том числе известное дело Роджерса, когда сам Роджерс договорился с Кунсом о внесудебном урегулировании спора. Было доказано, что скульптура Кунса «Нитка щенков» (1988) из серии «Банальность» была копией фотографии щенков Роджерса (1985).

Свои собственные иски о нарушении авторских прав Кунс подал против издания Park Life, книжного магазина и галереи в Сан-Франциско, которые продавали держатели для книг с собаками из воздушных шаров. Дело было прекращено в начале 2011 года после того, как адвокат, представляющий книжный магазин, подал ходатайство о судебной помощи, заявив, что собак из шариков может делать любой клоун.

В октябре 2019 года Кунс представил в Париже скульптуру «Букет тюльпанов», выполненную по заказу бывшего посла США во Франции. «Букет тюльпанов» должен был стать памятником погибшим в результате терактов в 2015 и 2016 годах. Представители французского культурного истеблишмента опубликовали открытое письмо в ежедневной газете Liberation, назвав статью «оппортунистической и даже циничной» и потребовав отменить установку. Письмо вызвало общественный резонанс, и многие аспекты проекта подверглись критике, от дизайна до стоимости. Споры продолжились после установки, когда философ Ив Мишо сравнил скульптуру с «одиннадцатью цветными анусами на стеблях». В результате скульптура стала известна как «culipes», что примерно переводится как «астулипсы».
Арт-рынок События Художники
Made on
Tilda