Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Художник Иван Крамской

«Без идей нет искусства», — твердил своим ученикам Иван Крамской задолго до того, как арт-рынок наводнил концептуализм, и требовал безупречности воплощения. А началось все с маленькой революции в Академии художеств и жесткой критики его картины «Христос в пустыне».

Иван Крамской. Христос в пустыне
Иван Крамской. Христос в пустыне

Детство: Острогожск, скитания по русским городам, Санкт-Петербург

Художник Иван Крамской вошел в историю русской культуры как талантливый портретист, мастер исторического жанра, теоретик, педагог и ярый противник догматизма в искусстве, один из руководителей Товарищества передвижных художников.

Иван Крамской. Русалки
Иван Крамской. Русалки

Он родился в селе Новая Сотня близ Острогожска Воронежской губернии. Был третьим сыном клерка городского совета. После смерти отца двенадцатилетний Крамской уже не мог продолжать образование, а его творческие интересы, проявившиеся очень рано, не нашли поддержки среди близких.

Иван Крамской. Осмотр старого дома
Иван Крамской. Осмотр старого дома

Судьба Крамского изменилась совершенно случайно, после того как его порекомендовали в качестве ретушера приезжему фотографу Якову Данилевскому. В октябре 1853 года Крамской вместе с Данилевским покинул родную деревню и после скитаний по разным русским городам, наконец, оказался в Петербурге. Здесь он нашел работу у лучшего фотографа столицы Андрея Деньера. Его новые друзья, молодые художники, заметили в нем талант к рисованию и посоветовали учиться. Осенью 1857 года Крамской был принят в Академию художеств.

Крамской, пишущий портрет своей дочери
Крамской, пишущий портрет своей дочери

Академия художеств, квартирники, маленькая революция

Вокруг Крамского образовалась группа талантливой художников. Почти каждый вечер в его квартире на Васильевском острове собиралась творческая молодежь, позже объединившаяся в артель художников. Крамской был увлечен творчеством Белинского, вынашивал идеи о той эстетике, которая бы соответствовала духу времени.

Иван Крамской. За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской
Иван Крамской. За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской

Между тем Академия сохраняла прежние позиции, но основы старой, классической эстетики рушились под тяжестью новых требований. Антагонизм между устремлениями группы Крамского и традиционной академической системой привел к открытому конфликту осенью 1863 года. Четырнадцать претендентов на золотую медаль отказались писать картины на требуемую тему — «Пир в Валгалле» — и попросили разрешения выбирать темы самостоятельно. Когда Совет Академии отклонил их просьбу, они покинули Академию. Первым это сделал Иван Крамской. За художниками установили негласное наблюдение и запретили упоминать их в прессе.

Иван Крамской. Неизвестная
Иван Крамской. Неизвестная

Санкт-Петербургская артель художников и Передвижники

В 1863 г. была создана Санкт-Петербургская артель художников; ее ведущей фигурой был Крамской, инициатор первой художественной выставки за пределами Петербурга — в Нижнем Новгороде.

Иван Крамской. Букет цветов. Флоксы
Иван Крамской. Букет цветов. Флоксы

Протест молодых художников нашел сочувственный отклик в демократических кругах. Крамской оказал горячую поддержку московским художникам Григорию Мясоедову, Василию Перову и Иллариону Прянишникову, основавшим Товарищество передвижных художественных выставок, которое на многие десятилетия после подписания его Устава в 1870 году объединило ведущих художников России и стало синонимом русского реалистического искусства. Чуткий, очень принципиальный человек, Крамской присоединился к Передвижникам и стал одним из сооснователей Товарищества.

Иван Крамской. Потрет Павла Михайловича Третьякова
Иван Крамской. Потрет Павла Михайловича Третьякова

Крамской считал, что «только чувство общественного предназначения может дать художнику силы и умножить их, только дорогая ему и здоровая душевная атмосфера может воодушевить и возвысить его, как и уверенность в том, что творчество художника ценится обществом».

«Без идей нет искусства»

Крамской также говорил: «Без идей нет искусства». Но в то же время требовал от учеников безупречного исполнения.

Иван Крамской. Радуйся, царь Иудейский!
Иван Крамской. Радуйся, царь Иудейский!

Наибольшую часть художественного наследия Крамского составляют портреты его современников, в том числе карандашные.

Простота, скромность, человечность и проницательность — то, что увидел Репин в Крамском, — были характерными чертами его личности и творчества. В 70-х и 80-х годах Крамской добился больших успехов не только в портретной, но и в жанровой и исторической живописи.

Иван Крамской. Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской
Иван Крамской. Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской

«Под влиянием разных идей, — писал Крамской Гаршину, — я пришел к очень мучительному пониманию жизни и ясно вижу, что в жизни каждого человека есть момент, когда он сомневается».

Неудивительно, что пресса встретила картину «Христос в пустыне» враждебно. Крамского обвинили в искажении образа Христа и выражении антирелигиозных настроений. Однако новое поколение восприняло это как призыв к гражданскому действию. Лев Толстой писал Павлу Третьякову: «Это лучший Христос, которого я знаю».

Лев Николаевич Толстой

Лето 1873 года Крамской провел с семьей под Козловкой-Засекой Тульской губернии. Здесь он получил известие о смерти своего молодого друга, пейзажиста Федора Васильева. Крамской проявлял к нему постоянную заботу и не раз просил Третьякова субсидировать умирающего художника под залог его картин. Потеря близкого друга, несомненно, повлияла на эмоциональный строй необычной картины Крамского «Осмотр старинного барского дома». Тем же летом он писал Третьякову: «Я изо всех сил стараюсь написать портрет графа Толстого, который оказался моим соседом: его имение в Ясной Поляне всего в пяти верстах отсюда».

Иван Крамской. Портрет Льва Николаевича Толстова
Иван Крамской. Портрет Льва Николаевича Толстова

Пораженный стойкостью характера Толстого, Крамской писал: «Я помню удовольствие от моей первой встречи с человеком, у которого все отдельные суждения прочно связаны с его общими установками, как спицы со ступицей. Я впервые столкнулся с редким явлением — зрелостью, культурой и целостным характером». Толстой тоже относился к художнику с симпатией. Более того, Крамской стал прототипом художника Михайлова в романе «Анна Каренина».

Иван Крамской. Потрет художника Ивана Ивановича Шишкина
Иван Крамской. Потрет художника Ивана Ивановича Шишкина

Портрет Толстого кисти Крамского высоко оценили современники. «Из всех портретов Толстого, в том числе Репина, Ге и других, портрет Крамского — один из наиболее удачных в выражении сложного, сильного характера гениального писателя».
Художники
Made on
Tilda