Читать книгу ПОЛЬ ГОГЕН. ДНЕВНИК ХУДОЖНИКА
Слушать лекции об искусстве рубежа XIX - XX вв.
Детство
Поль Гоген родился в семье журналиста Хлодвига Гогена и Алины Марии Шазаль, дочери лидера социалистов и одной из первых активисток феминистского движения Флоры Тристан. В возрасте трех лет Гоген и его семья бежали из Парижа в Лиму, Перу. Это был шаг, мотивированный нестабильным политическим климатом Франции, запрещавшим свободу прессы. Во время трансатлантического путешествия Хлодвиг заболел и умер. Следующие четыре года Гоген, его сестра и мать жили у дальних родственников в Лиме.
В 1855 году, когда Франция вступила в политически стабильную эру, семья вернулась, обосновалась в северо-центральном французском городе Орлеан. Там Гоген начал свое обучение и присоединился к флоту для прохождения обязательной службы в возрасте семнадцати лет. Вернувшись в Париж в 1872 году, он начал работать биржевым маклером.
Ранняя практика
После смерти матери в 1867 году Гоген стал жить со своим назначенным опекуном Гюставом Ароза, богатым меценатом и коллекционером. Благодаря Арозе Гоген познакомился с работами Эжена Делакруа, Гюстава Курбе, Жана-Батиста-Камиля Коро и художникам барбизонской школы французской пейзажной живописи. Это знакомство оказадо значительное влияние на поздние работы Гогена.
Гоген женился на датчанке Метте-Софи Гад в 1873 году, семья переехала из Парижа в Копенгаген. Гоген начал коллекционировать произведения искусства, приобретя скромное количество импрессионистских картин Пьера-Огюста Ренуара, Клода Моне и Камиля Писсарро. При этом Гоген сам рисовал в свободное от работы время, придерживался импрессионистского стиля, как, например, в своем «Натюрморте с фруктами и лимонами» (1880).
Гоген часто посещал галереи и, в конце концов, взял в аренду помещение под собственную художественную студию по соседству с Камиллом Писсарро и Полем Сезанном. Участвовал в официальных выставках импрессионистов в Париже в 1881 и 1882 годах.
Гоген потерял работу биржевого маклера во время финансового краха 1882 года; к 1885 году он искал новые средства к существованию. Измученный приступами депрессии, Гоген, наконец, решил заняться живописью в качестве альтернативной карьеры. Ради этого, полный решимости, он вернулся в Париж. Тем временем Метте-Софи с детьми осталась в Дании.
Поездка в Понт-Авене в 1886 года стала поворотным моментом для Гогена. Там он разработал символистский стиль живописи, переняв духовный опыт местных бретонских народов. В Понт-Авене Гоген стремился достичь нового типа «синтеза» или слияния цвета, композиции и предмета, объединяя многочисленные этюды таким образом, чтобы в конечном итоге создать иллюзию внутренней жизни предмета. В его «Четырех бретонских девушках» (1886) натуралистические тона пейзажа сосуществуют с цветами, которые передают символическое значение.
Два года спустя Гоген отплыл в Панаму, а затем и на Мартинику. Он жил в хижине с другом и коллегой-художником Шарлем Лавалем, наблюдал за туземцами в их собственной естественной среде, и глядя на них выбирал ту самую богатую, яркую палитру, которая стала основой для формирования оригинального художественного стиля.
Пик карьеры
К концу 1880-х годов работы Гогена привлекли внимание Винсента Ван Гога, еще одного молодого и одаренного художника, который, как и Гоген, часто страдал от приступов депрессии. Два художника завязали переписку, начали обмениваться картинами, в том числе автопортретами, среди которых, например, оказался знаковый автопортрет Гогена «Отверженные» (1888). В 1888 году по инициативе Ван Гога Гоген переехал в его дом в Арле на юге Франции. Брат и благодетель Ван Гога, Тео ван Гог, торговец произведениями искусства по профессии, в то время был главным бизнес-менеджером Гогена, уверенный в успехе художника.
Ван Гог и Гоген создали впечатляющее количество полотен, среди которых его ныне известное «Ночное кафе в Арле» Гогена («Мадам Жину») и характерная ранняя работа «Видение после проповеди» («Битва Иакова с ангелом»). Ни у того, ни у другого на тот момент не было многообещающей репутации в мире искусства; скорее, обоих считали художниками-экспериментаторами, ищущими новый стиль, отличающийся от зрелого импрессионизма Моне, Ренуара и Писсарро. Интенсивность творческого обмена подошла к драматическому завершению, поскольку депрессивные, а иногда и жестокие эмоциональные всплески Ван Гога привели к прекращению художественного партнерства. При этом оба художника всегда восхищались работами друг друга.
Гоген вернулся в Париж, но ненадолго. Cосредоточился на дальнейшем развитии символистского стиля с его смелой палитрой, как, например, в картине «Желтый Христос» (1889), написанной под влиянием японских гравюр, африканского народного искусства и популярных образов, запечатлевшихся в памяти Гогена из его путешествий в Южную Америку и Французскую Ост-Индию.
Поздний период
В 1891 году Гоген, некогда бросивший жену и детей, перебивался в одиночестве, и словно скиталец, путешествовал. Его следующей остановкой стала Французская Полинезия, там он остался до конца своих дней. Этот шаг стал кульминацией его естественного стремления избежать признания в Европе.
В последние десять лет Гоген жил на Таити, а затем в Пунаауйе, на Маркизских островах. Он написал знаковые портреты, такие как «Таитянские женщины на пляже» (1891 г.), «Луна и Земля» (Хина тефатоу) (1893 г.) и «Две тайтянские женщины» (1899 г.).
Гоген также продолжал экспериментировать с квазирелигиозными темами, так появилась его «Манао Тупапау» («Дух мертвых наблюдает») (1892 г.) и «Откуда мы пришли?» Кто мы? Куда мы идем? (1897 г.). Эти работы были написаны в период, когда Гоген, по сути, прощался со своей карьерой. Он сатирически отзывался о себе, писал парижскому коллеге, что рисовал только «по воскресеньям и праздникам», пытался отравить себя.
В начале мая 1903 года морально сломленный, ослабленный наркотиками и регулярными приступами болезней, Гоген умер в возрасте 54 лет на Маркизских островах, где впоследствии и был похоронен.