Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух): основоположник магического символизма

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух) (1937—2009) — русский художник, иконописец, теоретик искусства, поэт и публицист поколения нонконформистов-шестидесятников, основоположник магического символизма. Его работы представлены на ArtCollecting.Info.


А. Г. Смирнов родился 23 июля 1937 года в Москве. Отец — профессор графики Глеб Борисович Смирнов. Два старших поколения семьи по линии отца принадлежали к непоминающей ветви катакомбной церкви. Мать — художница Любовь Федоровна Смирнова, сестра генерала Ф. Ф. Абрамова (младшего). Дед — Борис Васильевич Смирнов, художник-передвижник. В 1950—1956 годы А. Смирнов учился в средней Художественной Школе при Академии Художеств. С 1957 по 1962 год изучал графику в Московском Художественном Институте им. Сурикова в мастерской профессора Евгения Кибрика. Поддерживал тесные отношения с заведующим кафедрой, художником и педагогом, Александром Соловьёвым, написал о нём воспоминания под названием «Заговор недорезанных». Своей настоящей школой А. Г. Смирнов считал русскую иконопись.


В середине 1970-х годов А. Г. Смирнов оставил изобразительное искусство и сосредоточился на литературной деятельности: создал несколько драм, роман, циклы стихов и др. В СССР А. Г. Смирнов не печатался. С 1990-х годов работы А. Г. Смирнова публикуются в России, Израиле, Франции.


Выставки


1959 Выставка молодых художников в Москве

1961 Выставка молодых художников в Москве

1966 «СМОГИСТЫ» — участвовал в вечере поэтов «Смогисты» в Москве. Сопоты и Позы (Польша)

1968 Персональная выставка в галерее Роуднице и в музее Остров-над-Охри (ЧССР)

1969 Выставка «Новая московская школа» галерея «Пананти», Флоренция

1969 Выставка «Новая московская школа» галерея"Интериор", Франкфурт и Штутрарт

1969 Премия Dibuix Хуана Миро, Барселона

1969 Выставка «L oeil ecoute», Авиньон

1970 Выставка «Новые течения в Москве», городской музей Лугано

1970 Персональная выставка «А. Смирнов и русские авангардисты из Москвы», Цюрих, галерея «Fourmiere» (1970-71 Alexey Smirnov and the Russian Avant-garde from Moscow, Kunst Galerie Fourmiere, Villa Egli-Keller, Zurich, Switzerland)

1971 Премия Dibuix Хуана Миро, Барселона (отмечен)

1972 Персональная выставка вместе с Куком, Штутгарт, галерея «Am Iakobsbrunnen»

1973 Персональная выставка "А. Смирнов и символические магические художники из Москвы ", Турин, галерея L Approdo

1974 Progressive Stromungen In Moskau «1957-1970», музей Бохома 1974


Магический символизм


«Магический символизм или, точнее, мистицизм магических символов — это единственная сознательная духовная реальность. Все современные тенденции европейского искусства от футуризма до кубизма, от фовизма, натурализма, сюрреализма до конкретного и объективного искусства быстро сменились или даже истощились в последние десятилетия. Только лишь магический символизм может удовлетворить русскую душу. Мы прямые наследники Греции, Византийского и крымско-скифского искусства. Наши мифы ещё реальны и не покрылись коркой современной цивилизации. В нашем видении мира мы все — скифы. Как все скифы иногда украшали колчан или щит магическими знаками, так же мы „татуируем“ себя знаками нашей магии. Речь идет о психофизическом действии, которое не имеет связи с чистой гибкой мыслью. … Посредством магического символизма мы ищем не „нового“, а возвращаемся в нерациональную славянскую магию знака…


Эпигоны западных тенденций (Эрнст Неизвестный и его группа) представляют собой жалкие круги, расширяющиеся на русской равнине после падения инородного тела. Но и их чужие формы пронизаны крымско-скифскими и византийскими символами.

Магия символов всемогуща. Даже Пушкин был символистом, но самым великим и последним был А. Блок. В характере русского народа возносить любую русскую конкретность на уровень символов. Мы все являемся магами, которые укладывают символы нашей смерти». (Алексей Смирнов апрель 1973 г.)


«Какой-нибудь московский наблюдатель нового авангарда мог бы спросить „Что такого особого в магическом символизме?“ Между тем, наименование было определено А. Смирновым, основоположником этого течения, различные связи которого он проиллюстрировал в своих размышлениях; его мнения основываются как на произведениях своих товарищей Кука, Полевого и учеников Семенова, Палкина и других, а также, частично, на произведениях близких еврейских художников Гробмана и Стайн. Многие показатели символизма мы находим и вне круга Смирнова, в работах многих одиночек, к которым относятся гениальный Д. Плавинский и чистые Харитонов и Калинин, если не говорить о художниках из Лианозово. Но стоит быть осторожными и не слишком расширять границы этого течения. Обязанная действовать только посредством косвенных полемик, большая часть неофициального в России фигуративного искусства является тенденциозной, и, будучи самой собой, подражая или нет, неся различные содержания, сильно ставит на символическую функцию.


Магический символизм, однако, со своим постоянным напряжением между традиционным и актуальным миром, 1) основывает своё запрограммированное заявление на системе традиционных архетипов, как византийско-восточных, так и еврейско-вавилонских; 2) произведение представляется посредством микрорисунков ориентального характера, которые вносят некоторую долю в общий объём универсальных законов; 3) выдуманный символ испускает „лучи“ абсолюта, и это сообщение переводится на язык этики и религии». (Арсен Погрибный. Каталог выставки. Галерея L’Approdo в Турине. Апрель 1973 г.)



Арт-рынок Художники
Made on
Tilda