Караваджо. Давид с головой Голиафа
Детство
Караваджо родился в день Архангела Михаила. В детстве был известен как Микеланджело Меризи. Вырос между тихим сельскохозяйственным городком Караваджо в Ломбардии и шумным Миланом, где работал его отец, мастер-каменщик. Несмотря на низкий социальный статус, семья имела связи с элитой.
Караваджо. Вакх
Тетя Караваджо служила кормилицей в знатной семье Сфорца. Члены семьи Сфорца, маркиз Франческо I Сфорца ди Караваджо и его жена Костанца Колонна, были свидетелями свадьбы родителей Караваджо в 1571 году. Костанца Колонна будет выступать на стороне Караваджо во время его многочисленных бегств от закона. Что примечательно: сама она никогда не приобретала и не принимала в дар его картины.
Караваджо. Нарцисс
В августе 1576 года, когда Караваджо было пять лет, Милан пострадал от вспышки бубонной чумы. Хотя семья Караваджо и уехала в сельскую местность, в октябре 1577 года отец, дядя, бабушка и дедушка по отцовской линии заболели и умерли. К 1592 году, в возрасте 21 года, Караваджо также потерял мать и младшего брата. Семейная земля была разделена между оставшимися братьями и сестрами и продана. Караваджо навсегда уехал в Милан, где начал зарабатывать себе на жизнь портретной живописью.
Караваджо. Шулеры
Ранняя практика
Вполне вероятно, что Караваджо начал свою художественную карьеру, вооружившись знаниями о художниках эпохи Возрождения. Историк искусства Дэвид М. Стоун отмечает, что в творчестве Караваджо чувствуется влияние многих итальянских мастеров, в том числе Савольдо, Моретто, Лотто, Пальма Векки, Тициана, Джорджоне и Леонардо да Винчи. Караваджо почти наверняка получил какое-то классическое образование и был знаком с ключевыми текстами своего времени. Историк искусства Шэрон Грегори считает, что Караваджо изучил книгу Джорджо Вазари «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» 1550 года и использовал текст Вазари в качестве вдохновения для некоторых из своих картин.
Караваджо. Юноша с лютней
Милан конца XVI века был опасным, жестоким местом и, следовательно, местом искушения молодого, безродного, травмированного и, возможно, вспыльчивого художника. После обвинения в убийстве Караваджо бежал в Рим. Это случилось в 1592 или 1593 году. В Риме он оставался до 1606 года.
Караваджо. Погребение Христа
Караваджо работал помощником художника Джузеппе Чезари, который в основном занимался фресками. На службе у Чезари Караваджо в основном рисовал фоновые цветы и фрукты. Отсюда внимание к деталям и нюансам натюрмортов, проявившееся в точном исполнении фруктов и флоры в собственных, более поздних работах.
Караваджо. Саломея с головой Иоанна Крестителя
После работы на Чезари Караваджо познакомился со своим будущим покровителем, кардиналом Франческо Мария дель Монте. Дель Монте поддержал Караваджо, предоставив ему жилье, еду и художественные заказы, а также представил его ценителям искусства. Как и дель Монте, знатные римские коллекционеры, в том числе маркиз Винченцо Джустиниани, стали героями ранних работ Караваджо. Это принесло художнику известность.
Караваджо. Ужин в Эммаусе
Пик карьеры
В 1599 году кардинал дель Монте поручил Караваджо украшение капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчески сценами из жизни святого Матфея. Вскоре последовало второе назначение. Караваджо должен был расписать боковые стены часовни Черази в Санта-Мария-дель-Пополо. На росписи — изображение распятия святого Петра и сцена из жития святого Павла. После этих заказов художник решил радикально переосмыслить божественные образы.
Караваджо. Пишущий Св.Иероним
Караваджо очеловечивал святых, изображая их, словно людей из низшего сословия. Таким образом, Караваджо подверг критике и ниспровержению первозданные, идеализированные образы итальянского Возрождения и римских классических традиций. Примеры такого подхода можно увидеть в «Смерти девственницы» (1601–1606) и «Юдифи, обезглавливающей Олоферна» (1602). Последняя картина оказала глубокое влияние на других художников. Религиозные картины Караваджо получили очень неоднозначные отзывы, воспламенили критиков. Многие его работы были отклонены заказчиками из-за богохульства.
Караваджо. Мария Магдалина
Пребывание Караваджо в Риме закончилось драматично. Судебные протоколы свидетельствуют, что Караваджо был замешан во множестве передряг и несчастных случаев насильственного характера. Его часто защищали от судебных преследований свидетели, которые не хотели подтверждать причастность художника в преступлениях, опасаясь репрессий со стороны его влиятельных и видных покровителей. В одном из наиболее ярких эпизодов, 24 апреля 1604 года, Караваджо затеял драку с официантом из-за своего заказа из восьми приготовленных артишоков. Художник разбил мужчине лицо тарелкой.
Караваджо. Мадонна с младенцем и Св.Анной
Вспыльчивость Караваджо, проблемы с законом и акты насилия достигли апогея 28 мая 1606 года. Художник убил своего бывшего друга Рануччо Томассони, возможно, на дуэли. Караваджо бежал из Рима до того, как против него были выдвинуты официальные обвинения. После этого он был обречен к бессрочное изгнание из города, осужден как убийца и приговорен к смертной казни. Любой в в папских землях мог получить денежное вознаграждение за убийство Караваджо.
Караваджо. Призвание Св.Матфея
Поздний период
Караваджо провел девять месяцев в контролируемом испанцами городе Неаполь. В этот период он начал больше экспериментировать с цветом, взяв пример с венецианских художников, таких как Тициан. В 1607 году Караваджо переехал на Мальту, и вполне вероятно, что ему гарантировал безопасный проезд генерал Фабрицио Сфорца Колонна, сын его покровительницы Костанцы Колонны. Во время своего пребывания на Мальте Караваджо добился большого успеха и известности, и 14 июля 1608 года был посвящен в Мальтийский орден рыцарей. Его работы этого периода самобытны — Караваджо начал рисовать все более быстрыми мазками.
Караваджо. Отдых на пути в Египет
Через месяц после получения титула Караваджо участвовал в ожесточенной вооруженной драке у дома органиста монастырской церкви св. Иоанна. Эти потрясения привели к задержанию Караваджо, его последующему побегу из тюрьмы и бегству в Сиракузы осенью 1608 года. 1 декабря 1608 года мальтийские рыцари заочно лишили художника наград. Караваджо переехал из Сиракуз в Мессину, затем в Палермо и затем вернулся в Неаполь в 1609 году.
Караваджо. Иоанн Креститель
В Неаполе вооруженные люди полоснули художнику лицо, в результате чего он получил почти смертельные раны. После этого события он лечился во дворце Констанции Колонны до июля 1610 года. Затем попытался вернуться в Рим, узнав, что один из его видных покровителей добился для него папского помилования. Однако по прибытии его по ошибке арестовали и посадили в тюрьму на два дня. Вскоре после освобождения, 18 июля 1610 года, Караваджо умер от лихорадки, возможно, малярии. Ему было всего 39 лет.