Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Художник Константин Коровин

Художник Константин Коровин считается основоположником русского импрессионизма. Рассказываем, как он учился у Василия Поленова и Алексея Саврасова, работал над картинами и театральными декорациями, преодолевая все жизненные препятствия и семейные трагедии.

Константин Коровин. Северная идиллия. ГТГ

Детство

Константин Коровин родился в Москве 5 декабря 1861 года в семье предпринимателей. Его дедушка, основал семейное дело; отец, Алексей Михайлович, после окончания университета тоже пытался заняться предпринимательской деятельностью, хотя никогда не любил торговлю, больше интересовался искусством и музыкой. После смерти дедушки семья разорилась и была вынуждена переехать в деревню. Константин и его младший брат Сергей воспитывались в творческой атмосфере, с детства учились рисованию.

Константин Коровин. В саду. Гурзуф

Учеба

В 1875 году Константин Коровин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, среди его учителей были Илларион Прянишников, Евграф Сорокин, Василий Перов, Алексей Саврасов. Вот как о них вспоминал Коровин: «Эти справедливые и добрые учителя оставили глубокий след в моей душе. Все они теперь мертвы; и я вспоминаю о них с восхищением и грустной любовью; они кажутся мне живыми, эти чистые и честные люди…» В школе Константин Коровин подружился с Исааком Левитаном.

Константин Коровин. Речка в Меньшове

Друзьям Коровина всегда импонировала его «легкость»: он всегда был в хорошем настроении, много шутил, был душой компании. «Все прекрасно в жизни этого человека» — думали другие и ошибались.

Жизнь художника была не только полна художественных достижений, но и имела трагические периоды событий. Напомним, первым, с чем он столкнулся в детстве, — обедневшей семьей Коровиных пришлось переехать из богатого купеческого дома в сельскую избу. Отец Константина Алексеевича не выдержал и покончил жизнь самоубийством, когда художнику было всего 20 лет.

Константин Коровин. За чайным столом

Первым учителем Константина Коровина был Алексей Саврасов.

Саврасов был очень гибок — не препятствовал студенческим экспериментам со стилем. Даже когда Коровин писал «Речку в Меньшове». Большое пространство, свет по всему полотну и ни одной резкой линии. Такой стиль был очень необычен для русского изобразительного искусства того времени, когда превозносили реалистов.

Саврасов делал свои работы очень реалистичными, уделял внимание каждой детали на холсте. Одна из самых узнаваемых его картин – «Грачи прилетели».

Константин Коровин. В лодке

С 1881 по1882 Коровин провел в Академии в Петербурге, но разочаровался и вернулся в Москву. Тем временем, в Московское училище пришел новый профессор, выдающийся живописец Василий Поленов, поразивший своих учеников не только своей живописью, но и восторженным отношением к современному западному искусству, особенно французскому.

Коровин проучился у Поленова до 1886 года. Василий Дмитриевич познакомил своего ученика со знаменитым меценатом Саввой Мамонтовым и его Абрамцевским художественным кружком, объединившим сторонников романтизма в России.

Константин Коровин. Париж

Абрамцево

Художники Абрамцевского кружка начали ставить оперы, создавать экспериментальные архитектурные проекты и оформлять книги в новом, «неорусском», стиле. Они воплотили образ «универсального художника»: живописца, дизайнера мебели и посуды, дизайнера сценических костюмов и декораций, архитектора. По рекомендации Поленова Савва Мамонтов пригласил Константина Коровина в свою частную оперу. Так Коровин увлекся театром, в котором проработал до конца жизни. Он первым показал импрессионистский стиль на сцене.

Константин Коровин. Париж ночью. Итальянский бульвар

Путешествия и «Мир искусства»

В 1885 году Коровин отправился во Францию: «Париж потряс меня… Импрессионисты… в них я нашел все, за что меня ругали еще дома, в Москве». В 1888 году Коровин отправился с Мамонтовым в Италию, затем посетил Испанию, где написал одно из своих лучших произведений «У балкона. Испанки Леонора и Ампара».

Константин Коровин
У балкона. Испанки Леонора и Ампара

Художник много путешествовал по России, Кавказу и Средней Азии, выставлялся с Товариществом передвижных художников, писал картины в стиле импрессионизма, а затем модерна.

В 1890-е годы Коровин присоединился к группе «Мир искусства», принявшей новый эстетический подход к мировому художественному наследию. «Мирискуссники» популяризировали традиции народного творчества и русского искусства XVIII — начала XIX вв.

Константин Коровин

В 1896 году Коровин с большим успехом спроектировал павильон Всероссийской выставки декоративно-прикладного искусства в Нижнем Новгороде. В 1900 году разработал декорации для секции Средней Азии Парижской всемирной выставки; в том же году был награжден орденом Почетного легиона.

Театр

Большинство работ Коровина выполнены в стиле импрессионизма. Тем не менее, он пробовал себя и в другом жанре. В 1885 году Коровин познакомился с Саввой Мамонтовым, который пригласил Коровина для оформления театральных спектаклей. Сценография, несомненно, повлияла на его творчество.

Константин Коровин. Театр

Например, в одной из его знаменитых картин «Северная идиллия» мы можем заметить, как силуэтам персонажей не хватает трехмерности. Создается впечатление, что они являются частью декорации плоской сцены, включенной в широкий трехмерный ландшафт.

Константин Коровин. Торжище в Великом Новгороде. Садко

В начале ХХ века Коровин стал более пристально интересоваться театром. Работая в Большом театре, отстаивал новые принципы оформления опер и балетов. Его эволюция как сценического художника напрямую связана с его зрелой живописью. В работах Коровина этого периода все более отчетливо проявляются черты школы русского импрессионизма: склонность к декоративным эффектам, подчеркнуто выразительные колористические решения, ярко выраженная романтическая нотка. Сюжеты Коровина были весьма разнообразны: городские и сельские пейзажи, портреты и натюрморты.

Константин Коровин. Эскиз декорации

Первые годы XX века были, несомненно, пиком его творческой карьеры. В 1905 году Коровин получил звание академика живописи, а в 1909 — 1913 годах преподавал в Московском училище живописи.

Семья

А как же личная жизнь Коровина? Всю жизнь он был женат на Анне Фидлер – ее можно увидеть на картине «Бумажные фонарики». Но их брак нельзя назвать счастливым.

Их первенец умер в младенчестве, а еще один сын стал инвалидом в 16 лет, когда его сбил трамвай и он потерял обе ноги. После инцидента мальчик столкнулся с депрессией и попытками суицида. Один из них обрел конец после смерти отца.

Всю жизнь Коровин занимался лечением сына и жены (она болела стенокардией). В том смысле, что он не отказывался ни от каких подработок: дизайна обоев, дизайна вывесок и так далее. По рассказам его друзей, он работал без перерыва день за днем. Очень интересно, как он успевал создавать шедевры при таком усердном труде.

Константин Коровин. Портрет Шаляпина

Франция

В 1923 году Коровин уехал из России навсегда. Последние 15 лет жизни провел во Франции. Шаляпина помог ему устроиться в театр художником-постановщиком. Коровин также работал книжным иллюстратором.

Константин Коровин. Парижское кафе

Художник умер 11 сентября 1939 года в Париже.

Константин Коровин всегда протестовал против попыток причислить его к какой-либо художественной школе или направлению. Тем не менее он стал первым русским художником-импрессионистом.
Художники
Made on
Tilda