Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Художник Николай Рерих

Николай Рерих учился у Архипа Куинджи, работал с Сергеем Дягилевым, руководил археологическими раскопками и старался защитить культурное наследие от разрушений во время войн. Рассказываем о его жизни и творчестве до поездки в Индию.

Николай Рерих. Заморские гости
Николай Рерих. Заморские гости

Детство и студенческие годы. Знакомство с Архипом Куинджи

Николай Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье. Отец — из шведской знати, поселившейся в Россию где-то в середине 1700-х годов. Мать — зажиточного купеческого рода Калашниковых. Рерихи были хорошо образованы, их связывала дружба со многими учеными того периода: химиком Дмитрием Менделеевым, историками Константином Голстунским и Николаем Костомаровым, художником Михаилом Микешиным, ставшим первым учителем живописи молодого Николая Рериха.

Николай Рерих. Песнь Сольвейг
Николай Рерих. Песнь Сольвейг

Рерих учился в гимназии Карла Мая в Петербурге, там и решил посвятить жизнь живописи, к большой радости Микешина. Его отец был против, но Рерих оказался достаточно упрям, чтобы добиться своего.

Рерих изучал право в Санкт-Петербургском университете, слушал лекции на историческом факультете, брал уроки в Академии художеств. Одним из его преподавателей был Архип Куинджи. Рерих унаследовал от него технику «эмоционального пейзажа».

Николай Рерих. Ростов Великий
Николай Рерих. Ростов Великий

В 1895 году художник познакомился с Владимиром Стасовым, известным искусствоведом, исследователем восточного фольклора и литературы. В конце XIX века многие представители русской интеллигенции считали, что русское искусство чрезмерно следует западным вкусам, и проявляли интерес к исконно русской истории.

Ранний период: работа в редакции, раскопки, Дягилев

После окончания Петербургского университета в 1898 году Рерих устроился помощником редактора журнала «Искусство и художественная промышленность», опубликовал несколько статей там и стал автором «Мира искусства».

Николай Рерих. Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь
Николай Рерих. Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь

Рерих также работал археологом, возглавил несколько раскопок, результаты которых представил Археологическому обществу. Он стал автором книг и одним из выдающихся русских археологов своего времени.

В 1900 — 1901 годах Рерих посетил Париж, чтобы продолжить свое художественное образование у Фернана Кормона, который обучал Тулуз-Лотрека, Ван Гога, а в 1890-х годах — Борисова-Мусатова. После возвращения из Парижа Рерих женился на Елене Шапошниковой, за которой ухаживал с 1899 года. Именно под влиянием супруги он начал проявлять интерес к теософии и эзотерике.

В 1900-е годы Рерих подружился с Дягилевым, Бенуа и кругом художников «Мира искусства».

Николай Рерих. Пантелеймон-целитель
Николай Рерих. Пантелеймон-целитель

В 1903 отправился в путешествие по России для изучения традиционной русской архитектуры, старинных церквей, кремлей и монастырей.

Путешествия по России

Знаковым произведением, созданным во время путешествия, стала картина «Сокровище ангелов», начатая в 1905 году и впервые выставленная в 1911 году. Примечательно, что создавая ее, Рерих черпал вдохновение в индийском и тибетском фольклоре: на картине изображена волшебная скала Шантамани, из которой прорастает дерево жизни.

Николай Рерих. Гонец
Николай Рерих. Гонец

Зарубежные выставки и работа с Дягилевым

В 1905 году прошла первая выставка Рериха за пределами России, в Праге, которая произвела фурор. В течение следующих двух лет работы художника были показаны в Вене, Мюнхене, Берлине, Венеции и на Осеннем салоне в Париже.

Николай Рерих. Поход Игоря (поздняя работа)
Николай Рерих. Поход Игоря (поздняя работа)

В 1906-1914 годах Рерих сосредоточился на монументально-декоративных проектах. Он рисовал фрески, оформлял фризы и укладывал мозаику для церквей, больниц и других общественных зданий.

Николай Рерих. Александр Невский (поздняя работа)
Николай Рерих. Александр Невский (поздняя работа)

В 1910 году Рерих стал председателем воссозданного общества «Мир искусства», бездействовавшего с 1904 года и проработавшего в этом качестве до 1913 года. Он сотрудничал с Дягилевым в двух постановках дягилевских «Русских сезонах». Именно в это время художник впервые написал о своем желании посетить Индию.

Николай Рерих. К опере
Николай Рерих. К опере "Князь Игорь"

Во время Первой мировой войны Рерих занимался сбору средств на помощь раненым солдатам и их семьям, публично выступал за подписание международного договора — «мирного пакта», как он сам предпочитал называть его, — в котором нации согласились бы защищать художественные и культурные объекты.

Пакт Рериха и Гаагская конвенция

Идея Рериха не получала поддержки вплоть до ратификации Пакта Рериха десятью странами, включая США, в 1935 году. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей, принятая на обращение к ЮНЕСКО в 1954 г., через семь лет после смерти Рериха, основывалось именно на этом Пакте.

Николай Рерих
Николай Рерих

Кавказ, в Финляндия и Прибалтика

Рерих все больше интересовался значением и символикой цвета. Его идеи, если не его искусство, имеют много общего с идеями его современника Василия Кандинского. Примерно в это же время славянофильские темы, характерные для его раннего творчества, стали смягчаться более универсальными духовно-философскими идеями. Мрачный дух войны и предвоенных лет находит отражение во многих картинах. Это видно в пейзажах, которые Рерих писал на Кавказе, в Финляндии и в Прибалтике, в то время входивших в состав Российской империи.

Николай Рерих
Николай Рерих

Буддийский храм в Санкт-Петербурге

В 1909 — 1915 годах Рерих, как один из крупнейших российских знатоков буддизма, участвовал в строительстве буддийского храма (или «дацана») в Санкт-Петербурге. Несмотря на противодействие Русской православной церкви, первая служба в храме была проведена в 1913 году, а официальное освящение состоялось в 1915. Храм был разграблен во время Гражданской войны в России; одно время использовался как казарма для отряда Красной Армии. В 1930-е годы все буддисты Петербурга были брошены в тюрьмы или расстреляны. Однако в начале 2000-х годов храм был полностью отреставрирован и открыт для посещения.

Николай Рерих
Николай Рерих

Из Карелии в Нью-Йорк

В 1916 году Рерих арендовал дом в Карелии и ушел в творческое уединение, но иногда приезжал в Санкт-Петербург. Февральская революция застала Рериха в столице. Он стал членом комитета по защите произведений искусства и исторических артефактов. После месяцев напряженной работы вернулся в свой дом в Карелии на отдых. Он все еще был там в мае 1918 года, когда Финляндия закрыла свои границы и провозгласила независимость, отрезав художника от родины. Рерих не возвращался в Россию много лет.

Николай Рерих
Николай Рерих

Рерих был приглашен в Стокгольм профессором Оскаром Бьорком. Там художник выставлял свои работы и выступал с докладами. В 1919 году он уехал в Лондон, где воссоединился с Дягилевым. Осенью 1920 года живописец отправился в США по приглашению Чикагского института искусств. Его первая из запланированной серии из 30 выставок в стране прошла 4 декабря в Нью-Йорке.

Рерих много путешествовал по США. Он был особым поклонником пустынных пейзажей Юго-Запада и очень интересовался произведениями искусства коренных американцев. Лето 1922 года он провел в колонии художников на острове Монхеган, штат Мэн. Большая часть его художественных произведений этого периода включает пейзажи, например. Песня водопада и Песня полумесяца (обе 1920 г.). Примерно в это же время Николай и Елена Рерихи начали проповедовать мистическую философию «Агни-Йоги», которая, как они утверждали, произошла от учений восточных святых и описывалась как «Учение Живой Этики», и которая была сильно вдохновлена по теософии.

Николай Рерих
Николай Рерих

В 1921 году Рерих основал международную ассоциацию художников Cor Ardens (лат. «Пылающие сердца»), целью которой было познакомить американскую публику с современным искусством Старого Света. В 1922 году за этим последовало основание международного культурного центра Corona Mundi («Корона мира»), в котором основное внимание уделялось самобытному искусству культур и народов всего мира. Рерих нашел и спонсоров, готовых профинансировать путешествие в Индию — давнюю мечту художника.

Продолжение следует!
Художники
Made on
Tilda