Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Художник Поль Сезанн

История непризнанного при жизни гения — художника Поля Сезанна. Его жизненный путь — сплошные неудачи: творчество не поощряли близкие, картины не принимали на парижский Салон. Не взяли в Школу изящных искусств даже со второй попытки. Но был и проблеск: «Салон отверженных».


Детство и ранняя практика

Поль Сезанн родился в 1839 году в городке Экс-ан-Прованс на юге Франции. Его отец был банкиром, надеялся, что Поль пойдет по его стопам. Но нет: Поль отказался, это решение привело к семейному конфликту. Художник оставался в финансовой зависимости от своей семьи до самой смерти отца в 1886 году.

Близким другом Сезанна стал Эмиля Золя, писатель, также родившейся в Экс-ан-Провансе и впоследствии ставший одним из величайших литературных деятелей своего поколения. Вместе они организовали небольшой кружок под названием «Неразлучными». А в 1861 перебрались в Париж.



Сезанн был художником-самоучкой. В 1859 году он посещал вечерние уроки рисования в своем родном городе. После переезда в Париж дважды пытался поступить в Школу изящных искусств, но жюри отказало ему.

Сезанн часто посещал Лувр, копировал работы Тициана, Рубенса и Микеланджело. Был постоянным гостем Académie Suisse, студии, где молодые студенты-художники могли рисовать с живой модели за очень скромный ежемесячный членский взнос. В Академии, Сезанн познакомился с художниками Камиллем Писсарро, Клодом Моне и Огюстом Ренуаром — основателями зарождающегося импрессионистского движения.


Ранние живописные полотна Сезанна выполнены в довольно мрачной палитре. Краску он наносил толстыми слоями, добавляя ощущение тяжести и без того торжественным композициям. Акцент художник делал на цвете, отказывался от четко очерченных силуэтов и перспектив, которым отдавалось предпочтение во Французской академии и на ежегодном Салона. Все заявки Сезанна на участие в Салоне были отклонены. Художник регулярно возвращался в Экс-ан-Прованс, обращался к своему недовольному отцу за финансовой поддержкой.

1870 год стал для Сезанна поворотным. Он переехал в Л'Эстак, город на юге Франции, чтобы избежать призыва в армию, и познакомился с одним из самых выдающихся молодых импрессионистов — Камилем Писсарро. Сезанн был очарован средиземноморскими пейзажами Л'Эстака, обилием солнечного света и красок. Писсарро убедил Сезанна использовать более яркую палитру, а также отказаться от тяжеловесной техники импасто в пользу более мелких и живых мазков. В Л'Эстаке Сезанн создал серию пейзажей, в которых преобладают архитектурные формы сельских домов, ослепительная синева моря и живая зелень.



В 1872 году Сезанн вернулся в Париж, где у него родился сын Поль.

В 1873 году Сезанн выставлялся на «Салоне отверженных», печально известном показе художников, которым отказал официальный Салон. Он причислял себя к кругу, в который входили, среди прочих, Эдуард Мане, Клод Моне и Камиль Писсарро. Критики нелестно отзывались об участниках «Салона отверженных», что, по-видимому, глубоко задело Сезанна. В следующее десятилетие он продолжил писать картины за пределами Парижа, в Экс-ан-Провансе или Л'Эстаке, и больше не участвовал в неофициальных групповых выставках.

В 1886 году его возлюбленная, Гортензия Фике, наконец, стала мадам Сезанн. Свадьбу сыграли сразу после смерти отца художника. Сезанн написал более сорока портретов своей спутницы, а также несколько загадочных портретов их сына.



Становление

По мнению Сезанна, художник должен сначала понять и осмыслить сюжет который хочет перенести на холст, и только потом приступить к написанию картины. Эта сущность должна быть «воплощена» через формы, цвета и их пространственные отношения. Таким образом, цвета и формы стали доминирующими элементами его композиций. Сезанн полностью освободился от жестких правил, продвигаемых Академией.

Изображение реальности как таковой никогда не было главной целью Сезанна. По его собственным словам, он пытался раскрыть «нечто иное, чем реальность». В 1880-х годах Сезанн создал большое количество натюрмортов, полностью переосмыслив жанр. Главной особенностью этих натюрмортов было кардинальное смещение внимания с самих предметов на формы и цвета.


Поздний период

В последнее десятилетие жизни Сезанн ограничивался тремя живописными мотивами: гора Мон-Сент-Виктуар, каменистые пейзажи в Экс-ан-Провансе и купальщицы. Более поздние версии «Купальщиц» становились все более абстрактными: форма и цвет, казалось, сливались воедино на холсте.

После заражения пневмонией Поль Сезанн умер в своем семейном доме. Последнее десятилетие его жизни было омрачено развитием диабета и тяжелой депрессией, что способствовало отчуждению художника от друзей и семьи.
Художники
Made on
Tilda