Коллекционирование искусства

Художник Генрих Фюсли

Наследие художника Генриха Фюсли подтверждает: ужастики были популярны еще в XVIII веке. По случаю Хэллоуина публикуем биографию мастера хоррора эпохи романтизма, родившегося в семье с 18 детьми и изменявшего жене с матерью автора «Франкенштейна».

Изображение на обложке: Генрих Фюсли. Ночной ужас

Генрих Фюсли. Сатана и грешник

Детство

Иоганн Генрих Фюсли родился в Цюрихе 7 февраля 1741 года. Он был вторым из 18 детей швейцарского художника-портретиста Иоганна Каспара Фюсли и Анны Элизабет Вазер. Каспар был коллекционером швейцарского искусства XVI и XVII веков и передал свое понимание прекрасного сыну: познакомил его с идеями историка искусства Иоганна Иоахима Винкельмана и немецкого художника Антона Рафаэля Менгса, приверженных ценностям неоклассической живописи.

Генрих Фюсли. Мечтания

Фюсли провел много времени, делая наброски и перерисовывая картины из коллекции отца. При этом Каспар не одобрял творческих амбиций сына. Он настаивал, чтобы Генрих прошел обучение в Каролинский колледж в Цюрихе, выпускавший будущих священнослужителей. Фюсли учился у влиятельных литературных критиков Брайтингера и Бодмера, познакомивших его с литературными произведениями Мильтона и Шекспира. Бодмер поддерживал интерес Фюсли к живописи.

Генрих Фюсли. Ночной кошмар

Из священнослужителей — в атеисты

Фюсли был рукоположен в священники в 1761 году. Однако вскоре после этого он был вынужден покинуть Швейцарию, поскольку помог Лафатеру разоблачить коррумпированного магистрата. Он пересек границу с Германией.

В Германии Фюсли попал под влияние немецкого Просвещения — философского движения, господствовавшего в европейской мысли в XVIII веке. Философы эпохи Просвещения продвигали идею превосходства разума для определения законности власти, свободы и терпимости, отделения церкви от государства, а это было важно для Фюсли.

Генрих Фюсли. Царица эльфов Титания

В 1764 году Фюсли переехал в Лондон, где работал переводчиком французских, немецких и итальянских книг. Его первым крупным переводом были « Размышления о живописи и скульптуре греков» Винкельмана. Винкельмана в то время считали «основателем современной археологии» и «отцом современной истории искусства». Действительно, в его книге была систематическая основа для классификации искусства. Вскоре после этого Фюсли перевел книгу французского философа Жан-Жака Руссо. Вполне вероятно, что знакомство с такими влиятельными философами эпохи Просвещения побудило его публично объявить себя атеистом.

Генрих Фюсли. Визит ночной ведьмы

В Лондоне, Фюсли познакомился с сэром Джошуа Рейнольдсом, первым президентом Королевской академии, и показал ему свои рисунки. Рейнольдс порекомендовал ему продолжить учебу в Италии. Прибыв в Рим в 1770 году, Фюсли начал изучать работы Микеланджело и маньеристов, а также греческие и римские древности. Римский период оказал большое влияние на его более поздние работы, особенно на способность усиливать драматизм картин за счет выбора правильного ракурса, использования светотени и средств искажения изображений. В Италии он также изменил свое имя с немецкого написания Füssli на итальянское Fuseli (отсюда — вариации перевода на русский: Фюсли, Фюссли, Фюзели, Фузели). В то же время художник оставался преданным литературе.

Генрих Фюсли. Обнаженная и пианистка

«Буря и натиск»

К 1773 году Фюсли сделал себе имя в Риме благодаря тесной связи с немецким проторомантическим движением «Буря и натиск», просуществовавшим с 1760-х до начала 1780-х годов. Приверженцы движения отстаивали свободу субъективного самовыражения, противоречащего рационализму. Гёте, один из основателей «Бури и натиска», коллекционер и поклонник Фюсли, видел в его рисунках визуальное воплощение идей движения.

В Риме Фюсли страстно влюбился в Анну Ландольт, племянницу Лафатера, с которой он познакомился в 1778 году. Хотя он не смог жениться на ней из-за возражений ее отца, был одержим ею.

Следующие восемь лет Фюсли жил и работал в Риме, прежде чем вернуться, а в 1779 уехал в Лондон, начал выстааляться в Королевской академии.

Генри Фюсли. Женщины Хастинга

В 1783 году Фюсли представил свою знаковую картину «Кошмар» на летней выставке Королевской академии. Гравюры этого популярного произведения были сразу проданы. Это событие значительно укрепило репутацию Фюсли как художника с богатым воображением, сосредоточенного на эмоциях своих героев. Известность, которую он получил благодаря коммерческому успеху гравюр, позволила Фюсли продолжить карьеру художника. Но несмотря на то, что он был поглощен новыми выставками, продолжал переводческую деятельность. В 1778 году Фюсли опубликовал английский перевод книги Лафатера по физиогномике, помог английскому поэту Уильяму Кауперу в его переводе Гомера. Он также писал для радикального английского издания «Аналитическое обозрение».

В 1788 году Фюсли был избран членом Королевской академии (двумя годами позже стал полноправным академиком), познакомился с Софией Роулинз на выставке в Обществе художников. Вскоре они поженились. Фюсли написал более 150 ее портретов. Хотя у них не было детей, их отношения были очень страстными, даже фетишистскими. К солву, Фюсли изменял жене с Мэри Уоллстонкрафт, ранней феминисткой и матерью автора «Франкенштейна».

Генрих Фюсли. Безумная Кейт

Поздний период

Джон Бойделл, выдающийся гравер и издатель того периода, поручил ряду известных художников, в том числе сэру Джошуа Рейнольдсу, проиллюстрировать сцены из Шекспира. Фюсли, влюбившийся в Лондонский театр и особенно в пьесы Шекспира, написал в общей сложности девять картин, в том числе три, вдохновленные «Сном в летнюю ночь». Это работы подверглись жесткой критике. Но любовь Фюсли к Шекспиру не уменьшилась, позже он создал 85 картин, рисунков, эскизов и офортов по мотивам его пьес.

Генрих Фюсли. Освобождение от ночного кошмарного сна

В 1799 году Фюсли открыл галерею Мильтона в Пэлл-Мэлл. Здесь он выставил серию из 47 картин, вдохновленных работами Джона Мильтона, которые написал за предыдущие девять лет. Открытие галереи было хороши встречено публикой и критиками: «Утренняя хроника» оставила восторженный отзыв.Но несмотря на успех, галерея потерпела неудачу и закрылась на следующий год.

В 1799 году Фюсли был назначен профессором живописи в старейшей художественной школе Великобритании, он преподавал в дочерних школах Королевской академии, там у него появились последователи — такие художники, как Уильям Тернер, Эдвин Ландсир и Уильям Блейк. Преподавательской деятельностью Фюсли занимался до самой смерти.
2022-10-30 13:05 Художники