Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Художник Эгон Шиле

Откровенные изображения скандально известного художника Эгона Шиле в начале XX века шокировали венское общество. К его шедеврам и фактам биографии нещадна также современная цензура. Читайте статью и отправляйтесь в музеи!

Курс лекций старшего научного сотрудника ГМИИ им. А.С. Пушкина


Детство

Эгон Шиле родился в скромной семье в Тульн-ан-дер-Донау («на Дунае»), маленьком, но оживленном австрийском городке, также известном как Блюменштадт, или «город цветов». Он был третьим ребенком Адольфа Шиле, начальника станции Австрийских государственных железных дорог, и Марии Соукуповой из чешского города Чески-Крумлов (Крумау), где сейчас находится Художественный центр Эгона Шиле — музей, посвященный творчеству художника. У Шиле были две старшие сестры, Мелани и Эльвира. Мелани часто позировала Шиле и в конце концов вышла замуж за его близкого друга Шиле, художника Антона Пешку. У Шиле также была младшая сестра Герти (Гертруда), с которой он был очень близок.


Хотя Шиле никогда не был примерным учеником, один из его учителей рисования в начальной школе признал в Шиле природный дар к рисованию и посоветовал ему пройти специальное обучение. После смерти отца Шиле под опеку взял его дядя и крестный отец Леопольд Чихачек. В 1906 году Шиле поступил в венскую Akademie der bildenden Kunste (Академию изящных искусств), которую также посещал Густав Климт.



Ранняя практика

В 1907 году Шиле разыскал Климта, работами которого сильно восхищался, и между ними быстро установились отношения наставника и подопечного, которые оказали большое влияние на раннее развитие молодого художника. Климт не только оказал свое влияние на Шиле, но и познакомил его с коллекционерами, моделями и другими художниками, такими как Винсент Ван Гог, Эдвард Мунк и Ян Тороп. Это крайне важно, поскольку тогда было мало возможностей учиться из-за относительной изоляции Вены от европейских авангардных движений в то время. Через Климта Шиле также познакомился с Wiener Werkstätte, мастерскими декоративно-прикладного искусства Венского сецессиона, движением, которое имело тесные связи с другими стилями современного искусства того периода.


В 1908 году, когда ему только исполнилось восемнадцать, Шиле принял участие в своей первой групповой выставке в Клостернойбурге, маленьком городке к северу от Вены. В следующем году Шиле и несколько сокурсников покинули Академию в знак протеста, сославшись на консервативные методы обучения и неспособность принять более дальновидные художественные практики, охватившие Европу. В рамках этого протеста Шиле основал Neuekunstgruppe (Новую художественную группу), состоящую из других молодых недовольных художников, покинувших Академию.


Новая художественная группа не теряла времени зря, провела несколько публичных выставок по всей Вене, в то время как Шиле исследовал новые способы живописного выражения, отдавая предпочтение искажениям и зубчатым контурам формы, более мрачной палитре. Шиле постепенно дистанцировался от стиля, популяризированного Климтом, тем не менее они оставались близкими друзьями до самой смерти Климта в начале 1918 года.


Пик карьеры

Вскоре после создания Neuekunstgruppe Шиле начал пользоваться успехом как художник и рисовальщик. В 1911 году состоялась его первая персональная выставка в венской галерее Митке.

Работы Шиле шокировали венское общество, в то же время он продал многие из своих откровенных изображений частным коллекционерам. Когда пять газет раскритиковали его работу, Шиле написал: «Сделали очень много рекламы с моими запрещенными рисунками».


Следующий год стал решающим для Шиле как в личном, так и в творческом плане. В дополнение к участию в ряде групповых выставок — в Будапеште, Кельне и Вене — Шиле был приглашен Galerie Hans Goltz в Мюнхен, чтобы показать работы вместе с членами группы экспрессионистов Der Blaue Reiter, в которую входили Василий Кандинский, Франц Марк и Алексей фон Явленский. Среди работ Шиле того времени был его самый известный «Автопортрет с китайским фонариком» — захватывающее исследование художника, его лица и других черт, изобилующих линиями, шрамами и едва уловимыми уродствами. Галерея Гольца предоставила одну из лучших экспозиций Шиле на сегодняшний день, показала публике символизм и мрачные аллегории художника.


В том же 1912 году, живя в австрийском городке Нойленгбах, Шиле был арестован в своей мастерской и заключен в тюрьму на двадцать четыре дня по обвинению в похищении двенадцатилетней девочки. В конечном итоге обвинения были сняты. Полиция конфисковала 125 его «дегенеративных» работ, и судья символическим жестом сжег один из его рисунков в зале суда. Инцидент оказал заметное влияние на творчество Шиле.

Поздний период

Несмотря на приближение Первой мировой войны, карьера Шиле процветала. В 1913 году он провел свою первую персональную выставку в Мюнхене, а в 1914 году персональную выставку в Париже. Его личная жизнь также изменилась. В 1915 году он написал другу: «Я намерен выгодно жениться» и сделал предложение Эдит Хармс, молодой женщине с хорошим социальным положением. Девушка Шиле бросила его после известия о помолвке, так появилась работа «Смерть и девушка».


Шиле был призван на военную службу через четыре дня после женитьбы. Впрочем, он никогда не видел настоящих боев на протяжении всей войны, ему было разрешено продолжать заниматься искусством и участвовать в выставках, где бы он ни находился. Вдохновленный путешествиями, Шиле создал серию пейзажей.

В 1917 году Шиле вернулся в Вену и начал усердно работать. В том же году они с Климтом стали соучредителями городского Кунстхалле, нового выставочного пространства. В следующем году у Шиле случился инсульт, пневмония унесла жизнь Климта.

Иллюстрация: The Art Institute of Chicago

Всего через месяц Венский Сецессион провел свою сорок девятую ежегодную выставку и отдал основное пространство работам Шиле, что принесло ей большой коммерческий успех. В октябре его жена Эдит, находившаяся на шестом месяце беременности, скончалась от эпидемии испанского гриппа, охватившей Европу в то время. Через три дня умер сам Шиле.

Курс лекций старшего научного сотрудника ГМИИ им. А.С. Пушкина


Художники
Made on
Tilda