Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Дегенеративное искусство. Авторы теории заговора или художники?

Художники с «патологиями», врачи со сверхценными идеями и авторы теории заговора, погубившей миллионы жизней. Продолжаем серию публикаций о «дегенеративном» искусстве и рассказываем, как соратник Геббельса сдернул идеи у Макса Нордау.
Георг Гросс. Метрополис
Термин «entartung» означает «вырождение». Он стал популярным в девятнадцатом веке благодаря книге «Преступник», написанной врачом Максом Нордау. Хотя Нордау был еврейским революционным лидером, его теории о связи искусства с моралью присвоил нацистский режим как средство для оправдания нападок на художников.
Эрнст Людвиг Кирхнер
Нордау считал, что люди заражены болезнью «презрения к традиционным взглядам на обычаи и мораль». Он говорил о «дегенеративном искусстве», показывал, как художники его времени отражали девиантное и разрушительное поведение в своих работах.
Эрнст Людвиг Кирхнер
Современное искусство, по словам Нордау, становилось абстрактным и нереалистичным, потому что художники страдали психическими патологиями. Он утверждал, что художественные инновации таких движений, как импрессионизм, на самом деле были результатом потери художниками чувства самоконтроля.
Эмиль Нольде
Идея Нордау по лечению этого «вырождения», как объясняет писатель-искусствовед Боб Дагган, заключалась в том, чтобы «убрать стимулы модернизации, так разум вернулся бы в здоровое состояние». Эта теория, которая обсуждалась как в художественных, так и в научных кругах, дала нацистам повод подвергать цензуре художников, не нравившихся Гитлеру. По иронии судьбы Нордау считал «дегенеративными» произведения композитора Рихарда Вагнера и философа Фридриха Ницше — столпы, на которых держались гитлеровские идеалы. Нацисты сдернули идеи Нордау, но заменили «дегенератов». Под раздачу попали не только импрессионисты: фовисты, экспрессионисты и даже футуристы.
Марк Шагал
Blut und Boden и Lebensraum

Фраза Blut und boden, то есть «кровь и земля», стала девизом нацистской партией для пропаганды. Рихард Вальтер Дарре был одним из фашистов, ответственных за контекстуализацию этой фразы. Его книга 1930 года «Neuadel aus Blut und Boden» («Новое дворянство, основанное на крови и почве») поддерживала программу системной евгеники: чтобы создать чисто немецкое общество, нужно было избавиться от культуры определенных рас и этнических групп.
Макс Бекман
Девиз «Кровь и земля» также использовался для обозначения целей завоевания новых неарийских территорий, в том числе России. Дарре полагал, что систематическая колонизация и искоренение коренного населения позволит немецкому народу увеличить пространство для жизни и работы. Это идея, известная как Lebensraum («жилое пространство»). В книге Дарре разжигалась ненависть к берлинскому либерализму и творческой свободе Веймарской республики, а также к немецким меньшинствам, которые некогда процветали в городах.
Эрнст Людвиг Киршнер
Культурбольшевизм

Культбольшевизм — еще один нацистский термин, который был присвоен произведениям искусства, и очередной плод антисемитской теорией заговора, обвинявшей евреев в том, что они были организаторами русской революции 1917 года. В чем суть этой теории? Она гласила, что евреи контролировали различные международные коммунистические движения и, следовательно, были влиятельными посредниками в мировой политике. Гитлер объявил своей миссией уничтожить еврейский большевизм. Он утверждал, что, избавив мир от еврейского народа, он совершит божественную работу.
Архивная фотография с выставки дегенеративного искусства
По всей нацистской Германии культурный большевизм был напрямую связан с еврейской общиной и стал тактикой разжигания страха и ненависти к еврейской культуре среди немецкого населения. Пропагандистские усилия нацистов привели к тому, что теория заговора и связанный с ней исторический ревизионизм стали обычным явлением. Примеры такой риторики можно увидеть в курировании Выставки дегенеративного искусства, где искусство было разделено на разделы: «Работы еврейских художников», «Работы, свидетельствующие о нападении евреев на христианскую религию», «Работы, подрывающие уважение к военной деятельности» и «Искусство, оскорбляющее честь немецких женщин».
Художники
Made on
Tilda