Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Пегги Гуггенхайм: коллекционер, меценат

Пегги Гуггенхайм крутила романы с художниками и писателями, коллекционировала искусство и открывала смелые выставки, сопровождавшиеся любовными драмами и положительными отзывами критиков, которые сделали ей имя — в Париже, Лондоне, Нью-Йорке.

ЧИТАТЬ АВТОБИОГРАФИЮ ПЕГГИ ГУГГЕНХАЙМ

Детство

Маргерит «Пегги» Гуггенхайм родилась 26 августа 1898 года в Нью-Йорке в семье, сколотившей состояние на горнодобывающей и металлургической промышленности. Ее отец, Бенджамин Гуггенхайм, и его брат Соломон Р. Гуггенхайм были одними из самых влиятельных предпринимателей Америки.

Пегги вспоминала, что ее детство было «позолоченным», семья жила словно в «королевстве». Впрочем, не обходилось без драм: Пегги и две ее сестры часто были предоставлены сами себе, мать проявляла небрежность в воспитании, отец часто отсутствовал, а потом погиб при крушении «Титаника». Пегги тогда было 13 лет, она пережила «нервный срыв».

Перед крушением «Титаника» Бенджамин Гуггенхайм понес финансовые потери. «После этого я никогда больше не считала себя настоящим Гуггенхаймом», — призналась в одном из интервью Пегги. Она отказалась от семейных ценностей, своих «высокобуржуазных» корней, стала бунтаркой, шокировала семью тем, что сбрила брови и публично заявила, что ее воспринимают как enfant terrible или «паршивую овцу» семьи Гуггенхаймов.

Юность: 1920-37 гг.

Пегги обрела финансовую независимость, когда ей исполнилось 21. Но это не помешало ей устроиться на работу в найм. В 1920 году она прошла неоплачиваемую стажировку в Sunwise Turn, книжном магазине в центре Манхэттена. Учредителями магазина были женщины (а в то время это было нерядовым явлением) — Мэри Хорган Моубрей-Кларк, жена скульптора Джона Фредерика Моубрея-Кларка, и Мэдж Дженисон, известная писательница и активистка.
Книжный магазин считался центром авангардной литературы и социалистических идеалов. Иногда там проходили небольшие выставки начинающих художников. Гарольд Леб, искусствовед и двоюродный брат Гуггенхайм писал: «Попав под чары Мэри Кларк, Пегги постепенно отказалась от многих табу и приняла целый набор новых. Она отказалась от роскоши, к которой привыкла. Но в качестве компенсации коллекционировала экспериментальную живопись и раздавала деньги и еду бедным художникам и писателям».

В конце 1920 года Гуггенхайм переехала в Париж, где проявила интерес к классическому искусству и искусству эпохи Возрождения. «Через некоторое время после переезда я хорошо знала, где можно найти любую картину в Европе, и мне удалось добраться туда, даже если мне приходилось тратить часы. Я специально могла отправиться в какой-нибудь маленький провинциальный городок, чтобы увидеть только одного художника», — вспоминала Пегги. В Париже она подружилась с писателями-авангардистами, в том числе с Ромейном Бруксом, Джуной Барнс и Натали Барни, художниками — в первую очередь, Марселем Дюшаном, который стал ее другом и наставником на всю жизнь. Как позже сказала Пегги: «Он научил меня всему, что я знаю о современном искусстве».

В возрасте 23 лет, желая избавиться от «обременительной» девственности, Пегги связалась с художником и писателем Лоуренсом Вейлом, которого называли «королем богемы». Для Гуггенхайм любовь и искусство всегда были связаны друг с другом, она писала: «У меня была коллекция фотографий фресок, которые я видела в Помпеях. На них были изображены люди, занимающиеся любовью в разных позах, и, конечно, мне стало очень любопытно, я хотела попробовать все, выложиться по полной». С Вейлом они поженились в 1922 году, у пары родились двое детей — Синдбад и Пегин.
Брак был закончился мощным конфликтом, причем пострадавшей стороной стал Вейл, и разводом в 1928 году.

Все личные отношения Пегги были неизменно трудными, отмеченными неверностью мужей, принижавших ее, возможно, потому, что чувствовали угрозу собственной независимости от чужого богатства.

Однажды Пегги влюбилась в писателя Джона Фаррара Холмса, они оба начали путешествовать: «Мне кажется, что Джон Холмс и я только и делали, что путешествовали в течение двух лет, проехали десять миллионов миль Земли». В 1934 году Холмс, который стал к тому времени сильным алкоголиком, внезапно умер во время обычной хирургической операции, и Гуггенхайм переехала к Дугласу Гарману, с которым начала встречаться годом ранее. Когда и эти отношения тоже подошли к концу после нескольких бурных лет, Пегги оказалась «в растерянности».

Взросление: 1938–1939 гг.

Гуггенхайм давно мечтала об открытии собственной художественной галереи, и получив наследство после смерти ее матери в 1937 году, она открыла Guggenheim Jeune в Лондоне. Ей во всем помогал Дюшан: «Он устроил все мои выставки, сделал все для меня», — вспоминала Пегги. На первой выставке галереи было представлено 30 рисунков Жана Кокто. А потом Guggenheim Jeune провела первую персональную выставку Кандинского в Великобритании, показала работы Вольфганга Паалена и Ива Танги, организовала групповые выставки скульптуры и коллажа с участием Генри Мура, Александра Колдера, Жана Арпа, Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Раймона Дюшана-Вийона и Константина Бранкузи. Гуггенхайм начала приобретать по одному произведению искусства с каждой выставки, создавая свою собственную коллекцию. Первой работой, которую купила Пегги, была «Раковина и голова» Жана Арпа (1933): «Я так влюбилась в нее. В тот момент, когда я это почувствовала, мне захотелось владеть ею».

Пегги свободно исследовала свою сексуальность, на ее счету были сотни романов и коротких встреч с художниками и писателями - от Танги до Сэмюэля Беккета. В то же время, как сказал искусствовед Дональд Куспит, «искусство придало смысл ее жизни… Модерн, художники-авангардисты подтвердили ее ощущение того, что она каким-то особенным образом является аутсайдером. Искусство стало ее путем».

Галерея имела успех у критиков, но потеряла деньги в первый год, и в результате Гуггенхайм решила, что музей современного искусства может быть лучшим путем. Она начала работать с искусствоведом Гербертом Ридом над планом развития Музея современного искусства в Лондоне. В 1939 году она закрыла Guggenheim Jeune и впоследствии поехала в Париж со списком произведений Рида, которые они надеялись получить для своей первой выставки.

1 сентября 1939 года разразилась Вторая мировая война, но Гуггенхайм, не испугавшись, решила «купить картины всех художников, которые были в списке Герберта Рида». В поисках искусства ей помогали друзья, в том числе Говард Путцель, арт-дилер, и мадам ван Дусбург, вдова художника Теодора ван Дусбург.

Многие художники и арт-дилеры стремились продать все, что могли, и бежать от вторгшихся немцев. Покупая работы Пикассо, Эрнста, Магритта, Ман Рэя, Дали, Клее, Шагала, Миро и других художников, Пегги смогла создать «ядро одной из величайших коллекций современного искусства» за 40 000 долларов. Когда в 1940 году Париж был захвачен, она осталась в стране, пытаясь принять меры для сохранения своей новой коллекции. Наконец, продумав план отправки произведений в Соединенные Штаты в качестве предметов домашнего обихода, Пегги упаковала их вместе с посудой для запекания и домашними постельными принадлежностями. В 1941 году она вернулась в Нью-Йорк вместе с художником Максом Эрнстом, за которого впоследствии вышла замуж.

Галерея Art of This Century, 1942 г.

Культурный критик Карло Маккормик описал художественную сцену Нью-Йорка в начале 1940-х годов как «небольшой клуб джентльменов». Но она изменилась, когда многие европейские художники иммигрировали в Нью-Йорк, спасаясь от Второй мировой войны и нацистской Германии. В 1942 году Гуггенхайм открыла свою галерею Art of This Century с разделами, посвященными сюрреализму, кинетическому искусству, кубизму и абстрактному искусству. Как заметил искусствовед Дор Эштон, ее «галерея была одной из первых международных галерей в Нью-Йорке, где смешались американское и европейское искусство». Антон Гилл описал, как на премьере галереи Гуггенхайм носила «одну серьгу, сделанную для нее Колдером, а другую Ивом Танги, чтобы выразить ее равную приверженность школам искусства, которые она поддерживала».

Через своего верного советника Говарда Путцеля Гуггенхайм начала открывать для себя американских художников. Она стала одним из первых покровителей Джексона Поллока, предоставила ему ежемесячную стипендию, открыла его первую выставку. Как писал искусствовед Клемент Гринберг, Пегги делала «более серьезные вернисажи для новых художников, чем кто-либо другой в стране».

В 1942 году Гуггенхайм провела первую выставку, посвященную исключительно женщинам-художницам. Эта выставка имела неожиданные личные последствия. В одну из приглашенных художниц, Доротею Таннинг, влюбился Макс Эрнст, что привело к его разводу с Гуггенхайм в 1946 году.

Венеция: 1947-1979 гг.

В 1946 году Гуггенхайм опубликовала свою автобиографию «На пике века: Исповедь одержимой искусством», которая вызвала скандала из-за честного и откровенного рассказа о сотнях романов и сексуальных контактов с различными писателями и художниками. Семья Гуггенхайм была встревожена, богатые дяди безуспешно пытались скупить все копии. Газета Chicago Tribune опубликовала едкую рецензию.

Желая начать все заново, Пегги закрыла свою галерею в 1947 году и переехала в Венецию, которую назвала «городом своей мечты». В 1948 году Венецианская биеннале пригласила ее выставить свою коллекцию, так работы Поллока, Марка Ротко и других американских художников были замечены в Европе. Впоследствии Пегги купила Палаццо Веньер деи Леони, недостроенное здание 18 века на Гранд-канале, где прожила всю оставшуюся жизнь.
Арт-рынок
Made on
Tilda