Марк Шагал. Синий дом
Детство
Марк Шагал был старшим из девяти детей, рожденных Хацклом Шагалом и Фейге-Ите в местечке Лиозна под Витебском, районе с высокой концентрацией евреев. Выросший в хасидской семье, Шагал посещал местные еврейские религиозные школы — обязательные для российских евреев в то время, поскольку политика дискриминации запрещала смешение разных расовых групп, — где он изучал иврит и Ветхий Завет. Такие учения позже во многом определят содержание и мотивы картин, офортов и витражей Шагала.
Марк Шагал. Скрипач (1912)
В школьные годы Шагал начал рисовать и копировать изображения из книг, что быстро переросло в любовь к искусству и желание заниматься им профессионально. Это решение не понравилось его родителям.
В 1906 году Шагал начал свое обучение у известного художника-портретиста Иегуды Пена, который руководил в Витебске общееврейской частной школой для учеников рисунка и живописи. Несмотря на благодарность за бесплатное официальное обучение, Шагал покинул школу через несколько месяцев.
Марк Шагал. Зеленый скрипач (1923 - 24)
В том же году Шагал переехал в Санкт-Петербург, чтобы продолжить учебу в Званцевской школе рисунка и живописи. Там он некоторое время учился у художника и сценографа Леона Бакста. Сохранились сведения, что Бакст поощрял Шагала использовать еврейские образы и темы в своих работах, что было непопулярным в то время.
Ранний период творчества и профессиональное становление
Шагал переехал в Париж в 1910 году, когда кубизм стал ведущим авангардным движением. Впечатлительный двадцатитрехлетний парень, не говорящий по-французски, Шагал присоединился к кубизму и поступил на занятия в небольшую художественную академию. В ранних картинах, таких как «Поэт» или «Половина четвертого» и «Я и деревня» (обе 1911 г.), Шагал использует абстрактные формы и динамичные композиции, характерные для кубизма, при этом он старался отвергнуть более академический уклон движения: так появились его работы с нотками юмора, эмоций и веселого цвета.
Марк Шагал
В Париже Шагал часто вспоминал о своем родном городе Витебске, использовал сюжеты своих ранних рисунков: пасторальные сцены, свадьбы и скрипачей, играющих на крышах. На многих картинах фигуры свободно парят в небе, как бы олицетворяя лирическую и меланхолическую любовь Шагала к своему далекому дому.
Парижские сцены также нашли свое место в наследии Шагала. Об этом говорят такие картины, как «Невеста де ла Эйфелева башня» и «Париж через окно» (обе из 1913 года)- они напоминают работы Анри Матисса и друга Шагала Роберта Делоне. В дополнение к парижским мотивам в его работах нашли воплощения те сверхъестественные качества, которые считаются ключевыми предшественниками сюрреализма.
Марк Шагал
Пик карьеры
До своего краткого визита в Россию Шагал обручился с Беллой Розенфельд, которая стала героем многих его картин, в том числе «Белла в белом воротничке» (1917). Решение о свадьбе было принято после того как он вернулся в Витебск через Берлин, где прошла выставка его 200 работ. Выставку приняла галерея «Штурм». Шагал хотел вернуться в Париж с Беллой, но начало Первой мировой войны положило конец их плану. В течение следующих девяти лет Шагал и его жена оставались в Российской империи.
Марк Шагал
Вскоре после начала войны произошла большевистская революция 1917 года, событие, которое фактически вынудило Шагала остаться. Его выдвинули на пост наркома искусств в Витебске - должность, которая позволила ему открыть Народное художественное училище в 1918 г. В школу были приглашены преподаватели Казимир Малевич и Эль Лисицкий. Последовал короткий период инноваций, который закончился сначала уходом Шагала (он чувствовал себя преданным и подавленным харизмой Малевича), а затем закрытием школы в 1922 году. В начале 1920-х годов Шагал выставил несколько новых картин в Москве и Санкт-Петербурге.
Марк Шагал
Прожив несколько лет вместе, Шагал и Белла скопили достаточно денег, чтобы вернуться в Париж в 1923 году. В этот момент имя Шагала стало известно в кругах коллекционеров современного искусства, что дало ему возможность путешествовать по Европе и Средиземноморью. Примечательно, что Шагал подружился с дилером Амбруазом Волларом, который поручил Шагалу нарисовать несколько религиозных сцен из Ветхого Завета. Шагал работал над сюжетами с еврейской тематикой, «Зеленый скрипач» (1923-24) и «Танцующий Мирьям» (1931), в то же время часто черпал вдохновение из христианской Библии. Он побывал в Палестине и на Святых землях в 1931 году. В дополнение к своим многочисленным холстам маслом и гуашам, таким как культовое «Белое распятие» (1938), Шагал создал около 100 гравюр, иллюстрирующих сцены из Библии.
Марк Шагал
В последующие годы Вторая мировая война нанесла ущерб большей части Европы и вынудила многих из ее величайших современных художников, как евреев, так и неевреев, искать убежища в Соединенных Штатах. Гитлеровский Третий рейх правил на большей части континента, включая Виши во Франции, где тогда жили Шагалы, и говорят, что Йозеф Геббельс лично приказал сжечь картины художника. В 1941 году благодаря дочери Шагала Иде и директору Музея современного искусства Альфреду Х. Барру-младшему имя Шагала было добавлено в список европейских художников, чья жизнь находилась в опасности и нуждалась в убежище. Шагал и Белла благополучно прибыли в Нью-йорк.
Марк Шагал
Поздний период
Незадолго до окончания войны в Европе Белла умерла от вирусной инфекции, и Шагалу стало известно, что Витебск был разрушен во время немецкого вторжения в СССР. Искалеченный горем, Шагал резко сократил работу над картинами, но продолжил брать заказы на театральные декорации и эскизы костюмов.
Нью-Йорк так и не стал домом Шагала, и в 1947 году вдовец вернулся во Францию и поселился в южном городе Ванс. Он женился во второй раз в 1952 году на Валентине Бродской и продолжал рисовать, но его более поздние полотна заметно отличаются от его более известных ранних работ.
Новые цвета и сюжеты кажутся более меланхоличными, а живописные штрихи все более лиричными и абстрактными, как будто шагал решил вернуться к постимпрессионистским мотивам. Это привело к тому, что несколько критиков середины и конца века назвали более поздние работы Шагала «неуклюжими».
Марк Шагал
Венцом достижений последних двух десятилетий его жизни стала серия крупномасштабных заказов. Первый появился в 1960 году: это витражи, которые были установлены в Медицинском центре Университета Хадасса в Иерусалиме. Аналогичные заказы последовали как в Европе, так и в США, в том числе мемориальное окно «Мир» (1964 г.) для Организации Объединенных Наций и «Окна Америки» (1977 г.) для Чикагского института искусств, которые Шагал считал знаками благодарности за его краткое убежище в США во время Второй мировой войны. Заказы на фрески также повлияли на позднюю карьеру Шагала: это фрески для Парижской оперы (1963), фрески «Источники музыки» и «Триумфы музыки» (1966) для Метрополитен-опера в Нью-Йорке.
В 1985 году Шагал скончался в возрасте 97 лет, став последним выжившим из самобытных европейских мастеров современного искусства. Он был похоронен в Сен-Поле, на юго-востоке Франции.
Марк Шагал
Наследие и последователи
Влияние Марка Шагала так же велико, как и количество стилей, которые он освоил для создания своих работ. Хотя он никогда полностью не присоединялся к какому-либо одному движению, он вплел многие визуальные элементы кубизма, фовизма, символизма и сюрреализма в свою лирически-эмоциональную эстетику еврейского фольклора, сказочных пасторальных рисунков и русской жизни. В этом смысле наследие Шагала раскрывает художественный стиль, который является одновременно и полностью его собственным, и богатой смесью преобладающих дисциплин современного искусства. Шагал также, как и Пикассо, является ярким примером современного художника, освоившего множество техник, включая живопись маслом и гуашью, акварель, фрески, керамику, офорт, рисунок, сценографию и дизайн костюмов, а также витражи.