Статья 29 Конституции РФ гласит: каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Возрастные ограничения для статьи: 18+
Возрастные ограничения для статьи: 18+
Но есть ли повод усомниться в гарантиях свобод? Где проходит грань, позволяющая определить - законно ли творческое высказывание или нет? Давайте, попробуем разобраться в доводах экспертизы по делу об «оправдании терроризма» в спектакле Жени Беркович «Финист ясный сокол» , которая якобы была предоставлена суду. Пишу «якобы», потому что не видела оригинального текста: только копии, распространенные в Рунете. Экспертизу проводил Роман Силантьев. По информации РБК Минюст признал ее ненаучной, а Духовное управление мусульман и Российский еврейский конгресс просили проверить эксперта на предмет разжигания межнациональной розни.
Фото на обложке: Wikimedia Commons.
Почему я решила проанализировать экспертизу, которую якобы сделал Роман Силантьев? Во-первых, я слежу за судебными делами в сфере культуры, потому что являюсь экспертом по культурным ценностям с аккредитацией Минкульта. Занимаюсь живописью, графикой, тиражными формами искусства. Работаю с художниками. Предупреждаю их, если возникают правовые риски. Во-вторых, в нашем университете был очень сильный курс по религиоведению. Его вел Никонов Кирилл Иванович, доктор философских наук, профессор. На экзаменах спрашивал жестко. Особое внимание уделял ваххабитам.
Итак, перейду к тексту экспертизы.
Жирным красным буду выделять фрагменты, которые режут глаза. Жирным зеленым - свои комментарии. Жирным черным выделены вопросы, которые якобы задавало следствие. В скобках - мои метки (для соблюдения законодательства РФ).
1. Содержатся ли в представленных материалах признаки каких-либо идеологий, деструктивных субкультур? Если да, то каких именно?
Да, содержатся. В представленных материалах содержатся признаки идеологии ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), а также субкультуры русских неофиток-мусульманок, являющихся женами (в том числе, виртуальными) экстремистов и террористов указанной запрещенной организации. Данная деструктивная субкультура начала формироваться в РФ с начала 1990-х годов на основе идеологии «чистого ислама» с элементами ваххабизма и получила новый толчок к своему развитию в период гражданской войны в Сирии с 2011 г.
Вопрос: а существует ли такая субкультура вообще? Обратимся к результатам поисковой выдачи Google: в топе - публикации, связанные с так называемой деструктурологической наукой. Обратимся также к сервису wordstat.yandex.ru: ноль запросов по фразам «субкультура русских неофиток-мусульманок», «субкультура русских неофиток», «субкультура неофиток» и пр. в день публикации этого материала. Можно сделать проверку на языках народов Северного Кавказа. Можно сделать проверку на арабском языке. Можно использовать другие методы статистического анализа. Или другие поисковые запросы. Но можно ли причислять отдельные прецеденты или социальные явления к целой субкультуре? На мой взгляд, нет. Такой субкультуры не существует. Если есть статистика, подтверждающая обратное, то на нее целесообразно было бы сослаться.
Идеология ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации) является одной из исламистских террористических идеологий, сакрализующих вооруженное насилие как метод политической борьбы и объявляющей войну за интересы религиозной группы мусульман в качестве шестого столпа ислама, т. е. главной вероучительной части религии ислам. На территории Российской Федерации до недавнего времени широковещательно заявляли о себе такие группировки как Аль-Каида* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), Имарат Кавказ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), ваххабизм, салафизм, такфиризм, группы Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами* (Исламское освобождение*, (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), вербовщики Таблиг-и-Джамаат* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), Ихван-уль-Муслимун* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации) и т. п.
Корректное написание названий террористических организаций приводится на сайтах ФСБ и Национального антитеррористического комитета. Ваххабизм, салафизм, такфиризм как таковые не признаны экстремистскими. Согласно статье 28 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Все они являлись соратниками ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), несмотря на тактические разногласия, имели общую стратегию — разрушение существующего государственного строя. Главной объединяющей идеей, на которой строилась теология насилия этих групп, была идея унижения мусульман как неотменяемая причина насильственного противостояния любой государственной власти. Смысл таков: как бы ни стремилось общество и государство к справедливости, они не может быть справедливым, пока оно не будет под управлением мусульман.
На этой же базовой идее унижения как неотменяемой причине противостояния строится идеология радикального феминизма, также присутствующая в данном материале в тексте стенограммы спектакля режиссера Е. Беркович.
В уголовном праве нет термина «радикальный феминизм».
Для продвижения этих идеологий автор пьесы вводит литературные приемы романтизации, оправдания, героизации террористов, а также несгибаемости и верности их подруг в борьбе против униженности, с одной стороны, российских мусульман, а с другой стороны показывает русских женщин как таковых, которых унижают и обманывают невоспитанные русские мужчины. В свою очередь Е. Беркович как режиссер и автор спектакля усиливает эти смыслы, демонстрируя картины униженности женщины в андроцентричном мире в любом пространстве, где она сталкивается с мужчинами, что дает ей право и на борьбу с таким положением дел.
В начале пьесы есть эпизод, посвященный абьюзу. Этот эпизод дает понять, как мужчинам нельзя разговаривать с женщинами. Он, скорее, о взаимоуважении, а взаимоуважение может быть основой института брака и семьи.
<…>
В пьесе подчеркивается, что российское общество не лучше ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации) с точки зрения милосердия, но ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации) — это культура подвига, самопожертвования, исполнения своего долга мужчинами, чего невозможно встретить в российском обществе.
Довод, который не подкреплен конкретными фактами: в каких конкретно эпизодах пьесы это подчеркивается?
Отметим, что идеология радикального феминизма, основанная на идее имманентной униженности женщины, далеко не так безобидна. Деструктологическая наука фиксирует факты, когда усвоение данной идеологии приводило к осознанной подготовке и исполнению террористического акта. Так, в Красноярском крае некая гражданка, начитавшись произведений радикальной феминистки Андре Дворкин и взяв в качестве псевдонима ее имя, совершила вооруженное нападение на детский сад с целью убить всех мальчиков в нем. Следствием было установлено, что она вела длительную подготовку для совершения теракта, собирая материалы о детских садах в округе, что она была вменяемой в момент совершения преступления и совершила его по идеологическим мотивам.
По данным Википедии Деструктоло́гия — направление, созданное в 2018 году российским религиоведом Романом Силантьевым, представившим его как «научную дисциплину». На сайте Совета по этике научных публикаций опубликовано открытое письмо российских учёных против использования псевдонаук как направлений судебной экспертизы. Сообщается, что «деструктология» в нормативных направлениях науки и образования, официально признаваемых в Российской Федерации, не значится. Равно ее нет и в международном научном пространстве. Публикации по теме сводятся к творчеству одного автора (Романа Силантьева).
«РФЦСЭ при Минюсте России в ответ на адвокатский запрос о комплексной деструктологической судебной экспертизе ответил, что такая экспертиза как вид не существует и не может быть включена в перечень судебных экспертиз по причине того, что деструктология не является наукой, а также какой-либо областью техники, искусства или ремесла, а только такие понимаются законодательством Российской Федерации под специальными знаниями», - заявил в суде адвокат Сергей Бадамшин, его цитирует ТАСС.
«Согласно ст. 8 федерального закона о судебно-экспертной деятельности, заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Деструктологическая экспертиза не может соответствовать указанному основополагающему принципу судебно-экспертной деятельности по причине отсутствия в деструктологии общепринятых научных и практических данных».
<…>
Интересно, что всплеск преступности на почве идей радикального феминизма происходит одновременно с затуханием преступности на почве исламизма, снижения интереса к его культурным достижениям в виде высокопрофессиональных роликов ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации) с отрезанием голов в прямом эфире, о которых говорит героиня пьесы С. Петрийчук Марьюшка, песен Мацураева и прочих видов творчества. Пьеса С. Петрийчук и в особенности спектакль авторства Е. Беркович успешно преодолевают снижение этого интереса, возвращая в актуальное творческое пространство России интерес к разным видам радикальных идей как источнику драматургического творчества.
Пьесу можно рассматривать как исследование радикальных идей и мотивов жертв вербовки. Одним из прототипов пьесы могла стать Варвара Караулова, молодая девушка, окончившая школу с золотой медалью и поступившая на философский факультет МГУ. Что руководило ею, когда она своими руками портила себе жизнь? Почему нельзя исследовать ее мотивы в художественных произведениях? Пьеса может дать частичное понимание. Я считаю работу авторов именно исследованием, а не оправданием терроризма. Может быть, такое исследование, наоборот, поможет предотвратить беду?
Исследованием феномена терроризма занимаются режиссеры-документалисты. Есть документальный спецпроект Рен-ТВ «Замуж за ИГИЛ*» террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации). Есть научно-популярный сериал Through the Wormhole with Morgan Freeman с эпизодом What Makes a Terrorist? И правда, что? Пьеса, на мой взгляд, дает ответ на этот вопрос, но никак не оправдывает терроризм.
Да, содержатся. В представленных материалах содержатся признаки идеологии ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), а также субкультуры русских неофиток-мусульманок, являющихся женами (в том числе, виртуальными) экстремистов и террористов указанной запрещенной организации. Данная деструктивная субкультура начала формироваться в РФ с начала 1990-х годов на основе идеологии «чистого ислама» с элементами ваххабизма и получила новый толчок к своему развитию в период гражданской войны в Сирии с 2011 г.
Вопрос: а существует ли такая субкультура вообще? Обратимся к результатам поисковой выдачи Google: в топе - публикации, связанные с так называемой деструктурологической наукой. Обратимся также к сервису wordstat.yandex.ru: ноль запросов по фразам «субкультура русских неофиток-мусульманок», «субкультура русских неофиток», «субкультура неофиток» и пр. в день публикации этого материала. Можно сделать проверку на языках народов Северного Кавказа. Можно сделать проверку на арабском языке. Можно использовать другие методы статистического анализа. Или другие поисковые запросы. Но можно ли причислять отдельные прецеденты или социальные явления к целой субкультуре? На мой взгляд, нет. Такой субкультуры не существует. Если есть статистика, подтверждающая обратное, то на нее целесообразно было бы сослаться.
Идеология ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации) является одной из исламистских террористических идеологий, сакрализующих вооруженное насилие как метод политической борьбы и объявляющей войну за интересы религиозной группы мусульман в качестве шестого столпа ислама, т. е. главной вероучительной части религии ислам. На территории Российской Федерации до недавнего времени широковещательно заявляли о себе такие группировки как Аль-Каида* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), Имарат Кавказ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), ваххабизм, салафизм, такфиризм, группы Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами* (Исламское освобождение*, (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), вербовщики Таблиг-и-Джамаат* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), Ихван-уль-Муслимун* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации) и т. п.
Корректное написание названий террористических организаций приводится на сайтах ФСБ и Национального антитеррористического комитета. Ваххабизм, салафизм, такфиризм как таковые не признаны экстремистскими. Согласно статье 28 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Все они являлись соратниками ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), несмотря на тактические разногласия, имели общую стратегию — разрушение существующего государственного строя. Главной объединяющей идеей, на которой строилась теология насилия этих групп, была идея унижения мусульман как неотменяемая причина насильственного противостояния любой государственной власти. Смысл таков: как бы ни стремилось общество и государство к справедливости, они не может быть справедливым, пока оно не будет под управлением мусульман.
На этой же базовой идее унижения как неотменяемой причине противостояния строится идеология радикального феминизма, также присутствующая в данном материале в тексте стенограммы спектакля режиссера Е. Беркович.
В уголовном праве нет термина «радикальный феминизм».
Для продвижения этих идеологий автор пьесы вводит литературные приемы романтизации, оправдания, героизации террористов, а также несгибаемости и верности их подруг в борьбе против униженности, с одной стороны, российских мусульман, а с другой стороны показывает русских женщин как таковых, которых унижают и обманывают невоспитанные русские мужчины. В свою очередь Е. Беркович как режиссер и автор спектакля усиливает эти смыслы, демонстрируя картины униженности женщины в андроцентричном мире в любом пространстве, где она сталкивается с мужчинами, что дает ей право и на борьбу с таким положением дел.
В начале пьесы есть эпизод, посвященный абьюзу. Этот эпизод дает понять, как мужчинам нельзя разговаривать с женщинами. Он, скорее, о взаимоуважении, а взаимоуважение может быть основой института брака и семьи.
<…>
В пьесе подчеркивается, что российское общество не лучше ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации) с точки зрения милосердия, но ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации) — это культура подвига, самопожертвования, исполнения своего долга мужчинами, чего невозможно встретить в российском обществе.
Довод, который не подкреплен конкретными фактами: в каких конкретно эпизодах пьесы это подчеркивается?
Отметим, что идеология радикального феминизма, основанная на идее имманентной униженности женщины, далеко не так безобидна. Деструктологическая наука фиксирует факты, когда усвоение данной идеологии приводило к осознанной подготовке и исполнению террористического акта. Так, в Красноярском крае некая гражданка, начитавшись произведений радикальной феминистки Андре Дворкин и взяв в качестве псевдонима ее имя, совершила вооруженное нападение на детский сад с целью убить всех мальчиков в нем. Следствием было установлено, что она вела длительную подготовку для совершения теракта, собирая материалы о детских садах в округе, что она была вменяемой в момент совершения преступления и совершила его по идеологическим мотивам.
По данным Википедии Деструктоло́гия — направление, созданное в 2018 году российским религиоведом Романом Силантьевым, представившим его как «научную дисциплину». На сайте Совета по этике научных публикаций опубликовано открытое письмо российских учёных против использования псевдонаук как направлений судебной экспертизы. Сообщается, что «деструктология» в нормативных направлениях науки и образования, официально признаваемых в Российской Федерации, не значится. Равно ее нет и в международном научном пространстве. Публикации по теме сводятся к творчеству одного автора (Романа Силантьева).
«РФЦСЭ при Минюсте России в ответ на адвокатский запрос о комплексной деструктологической судебной экспертизе ответил, что такая экспертиза как вид не существует и не может быть включена в перечень судебных экспертиз по причине того, что деструктология не является наукой, а также какой-либо областью техники, искусства или ремесла, а только такие понимаются законодательством Российской Федерации под специальными знаниями», - заявил в суде адвокат Сергей Бадамшин, его цитирует ТАСС.
«Согласно ст. 8 федерального закона о судебно-экспертной деятельности, заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Деструктологическая экспертиза не может соответствовать указанному основополагающему принципу судебно-экспертной деятельности по причине отсутствия в деструктологии общепринятых научных и практических данных».
<…>
Интересно, что всплеск преступности на почве идей радикального феминизма происходит одновременно с затуханием преступности на почве исламизма, снижения интереса к его культурным достижениям в виде высокопрофессиональных роликов ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации) с отрезанием голов в прямом эфире, о которых говорит героиня пьесы С. Петрийчук Марьюшка, песен Мацураева и прочих видов творчества. Пьеса С. Петрийчук и в особенности спектакль авторства Е. Беркович успешно преодолевают снижение этого интереса, возвращая в актуальное творческое пространство России интерес к разным видам радикальных идей как источнику драматургического творчества.
Пьесу можно рассматривать как исследование радикальных идей и мотивов жертв вербовки. Одним из прототипов пьесы могла стать Варвара Караулова, молодая девушка, окончившая школу с золотой медалью и поступившая на философский факультет МГУ. Что руководило ею, когда она своими руками портила себе жизнь? Почему нельзя исследовать ее мотивы в художественных произведениях? Пьеса может дать частичное понимание. Я считаю работу авторов именно исследованием, а не оправданием терроризма. Может быть, такое исследование, наоборот, поможет предотвратить беду?
Исследованием феномена терроризма занимаются режиссеры-документалисты. Есть документальный спецпроект Рен-ТВ «Замуж за ИГИЛ*» террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации). Есть научно-популярный сериал Through the Wormhole with Morgan Freeman с эпизодом What Makes a Terrorist? И правда, что? Пьеса, на мой взгляд, дает ответ на этот вопрос, но никак не оправдывает терроризм.
2. Могут ли представленные материалы оказать идеологическое либо психологическое воздействие на зрителей и побудить их к действиям, направленным на дестабилизацию деятельности органов власти Российской Федерации?
Да, могут. Из ответа на предыдущий вопрос вытекает, что представленные материалы содержат признаки оправдания ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации). Автор от имени героини пьесы в привлекательном, эмоциональном ключе (демонстрируется террористическая романтика, страстная любовь к террористу, его мужеству и т. п.) оценивает деятельность этой террористической организации, ее идеологию, якобы наполненную высшим смыслом, и ее культуру. Таким образом, материал оказывает идеологическое воздействие на слушателя. Закрепление за этой идеологией образа позитивной, полезной, достойной подражания может побудить отдельных лиц к действиям, направленным на дестабилизацию органов власти, поскольку идеология ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации) является одной из идеологий, смыслом и содержанием которой является борьба с любой властью и установлением собственной власти.
Да, могут. Из ответа на предыдущий вопрос вытекает, что представленные материалы содержат признаки оправдания ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации). Автор от имени героини пьесы в привлекательном, эмоциональном ключе (демонстрируется террористическая романтика, страстная любовь к террористу, его мужеству и т. п.) оценивает деятельность этой террористической организации, ее идеологию, якобы наполненную высшим смыслом, и ее культуру. Таким образом, материал оказывает идеологическое воздействие на слушателя. Закрепление за этой идеологией образа позитивной, полезной, достойной подражания может побудить отдельных лиц к действиям, направленным на дестабилизацию органов власти, поскольку идеология ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации) является одной из идеологий, смыслом и содержанием которой является борьба с любой властью и установлением собственной власти.
Вопрос о психологическом воздействии должен быть адресован психологам. Во-первых, автору экспертизы следовало бы отказаться отвечать на этот вопрос, если у него нет соответствующей квалификации, то есть психологического образования. Во-вторых, как мне кажется он сильно преувеличивает возможность авторов пьесы дестабилизировать деятельность органов власти РФ.
3. Усматриваются ли признаки какой-либо идеологии, субкультуры в действиях неустановленных лиц при совершении инкриминируемого преступления? Если да, то в каких действиях они выражены?
Да, усматриваются. В действиях неустановленных лиц при совершении инкриминируемого [преступления усматриваются] признаки идеологии организации ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), запрещенной в РФ. Данные действия выражены в изображении дистанционного бракосочетания, широко распространившегося в ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации).
Да, усматриваются. В действиях неустановленных лиц при совершении инкриминируемого [преступления усматриваются] признаки идеологии организации ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), запрещенной в РФ. Данные действия выражены в изображении дистанционного бракосочетания, широко распространившегося в ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации).
Задам вопрос: почему нельзя исследовать тему дистанционного бракосочетания как аспект деятельности радикальных организаций в художественных произведениях? Может ли исследование как таковое носить признаки оправдания террористической деятельности?
4. Содержится ли на представленных видеозаписях символика экстремистских организаций, либо иная запрещенная атрибутика или символика, пропаганда которых запрещена в Российской Федерации? Если да, то какая именно?
Да, содержится. В ходе спектакля актеры демонстрируют жест, обозначающий единство Бога (поднимают указательный палец вверх), широко используемый представителями различных экстремистских организаций мусульманского толка. В субкультуре насильственного экстремизма этот жест используется одновременно как боевой клич или сопровождает последующее кровопролитие (террористический акт). Интересно отметить, что данный жест изображается актрисами таким образом, что представляет собой контаминацию двух символических образов: символ борьбы исламистов за всемирный халифат (мужское героическое начало) плавно переходит в образ свечи (поднятый палец прикрывается ладонью, что воспринимается как образ свечи, которую оберегают от угрозы быть задутой, что может означать женское начало, роль женщины в мире). Этот жест повторяется несколько раз, что может указывать на важность двух вышеуказанных идей для режиссера.
Да, содержится. В ходе спектакля актеры демонстрируют жест, обозначающий единство Бога (поднимают указательный палец вверх), широко используемый представителями различных экстремистских организаций мусульманского толка. В субкультуре насильственного экстремизма этот жест используется одновременно как боевой клич или сопровождает последующее кровопролитие (террористический акт). Интересно отметить, что данный жест изображается актрисами таким образом, что представляет собой контаминацию двух символических образов: символ борьбы исламистов за всемирный халифат (мужское героическое начало) плавно переходит в образ свечи (поднятый палец прикрывается ладонью, что воспринимается как образ свечи, которую оберегают от угрозы быть задутой, что может означать женское начало, роль женщины в мире). Этот жест повторяется несколько раз, что может указывать на важность двух вышеуказанных идей для режиссера.
Данный жест может использоваться и в традиционном исламе.
Марина Надеева, культуролог