Кракелюр — это сеть мелких трещин, которые образуются на поверхности живописного слоя с течением времени из-за естественного старения материалов (красок, лаков, грунта). Фальсификаторы могут пытаться искусственно создать кракелюр, чтобы придать произведению вид старинного. Одним из методов, который теоретически может быть использован для этого, является термическая обработка. Однако важно понимать, что такие методы крайне рискованны и могут легко привести к повреждению произведения, что сделает подделку очевидной для экспертов.
Как фальсификаторы могут создавать кракелюр с помощью термической обработки:
Термическая обработка (нагревание)
Механизм. При нагревании материалы (краска, лак, грунт) расширяются, а при охлаждении сжимаются. Если нагреть живописный слой, а затем резко охладить, это может привести к образованию микротрещин, имитирующих естественный кракелюр.
Методы нагревания. Для этого могут использоваться тепловые пушки, инфракрасные лампы или даже открытое пламя (с крайней осторожностью). Нагревание должно быть контролируемым, чтобы не повредить основу (холст, дерево) или не вызвать деформацию. Иногда фальсификаторы ходят с картинами в солярий.
Риски. Перегрев может привести к отслоению краски, изменению цвета пигментов или даже возгоранию основы. Кроме того, искусственный кракелюр, созданный таким способом, часто выглядит неестественно и может быть легко обнаружен при микроскопическом анализе.
Световые лучи (ультрафиолетовое и инфракрасное воздействие)
Ультрафиолетовое (УФ) излучение. УФ-лучи могут вызывать деградацию лаков и связующих веществ, что приводит к появлению микротрещин. Однако этот процесс требует длительного времени, и искусственное ускорение может быть заметно при экспертизе. Поэтому фальсификаторам придется посетить солярий с произведением живописи несколько раз (если пустят).
Инфракрасное (ИК) излучение. ИК-лучи могут использоваться для локального нагрева поверхности, что также может привести к образованию трещин. Однако, как и в случае с термической обработкой, этот метод требует крайней осторожности, чтобы не повредить произведение. Впрочем, фальсификаторам это не мешает покупать ИК-лампы, которые используются для сельскохозяйственных и зоологических нужд.
Комбинирование методов
Фальсификаторы могут комбинировать термическую обработку с химическими методами (например, нанесение специальных составов, которые при высыхании создают трещины). Это может усилить эффект, но также увеличивает риск обнаружения подделки.
Как эксперты выявляют искусственный кракелюр
Микроскопический анализ. Естественный кракелюр имеет характерный рисунок, который отличается от искусственного. Искусственные трещины часто выглядят слишком равномерными или имеют неестественную глубину.
Анализ структуры краски. Естественный кракелюр образуется в результате многолетнего старения, и его структура отличается от трещин, созданных искусственно.
Химический анализ. Эксперты могут выявить следы химических веществ или термической обработки, которые использовались для создания искусственного кракелюра.
УФ- и ИК-съемка. Эти методы позволяют увидеть различия в структуре живописного слоя и выявить следы вмешательства.
Как фальсификаторы могут создавать кракелюр с помощью термической обработки:
Термическая обработка (нагревание)
Механизм. При нагревании материалы (краска, лак, грунт) расширяются, а при охлаждении сжимаются. Если нагреть живописный слой, а затем резко охладить, это может привести к образованию микротрещин, имитирующих естественный кракелюр.
Методы нагревания. Для этого могут использоваться тепловые пушки, инфракрасные лампы или даже открытое пламя (с крайней осторожностью). Нагревание должно быть контролируемым, чтобы не повредить основу (холст, дерево) или не вызвать деформацию. Иногда фальсификаторы ходят с картинами в солярий.
Риски. Перегрев может привести к отслоению краски, изменению цвета пигментов или даже возгоранию основы. Кроме того, искусственный кракелюр, созданный таким способом, часто выглядит неестественно и может быть легко обнаружен при микроскопическом анализе.
Световые лучи (ультрафиолетовое и инфракрасное воздействие)
Ультрафиолетовое (УФ) излучение. УФ-лучи могут вызывать деградацию лаков и связующих веществ, что приводит к появлению микротрещин. Однако этот процесс требует длительного времени, и искусственное ускорение может быть заметно при экспертизе. Поэтому фальсификаторам придется посетить солярий с произведением живописи несколько раз (если пустят).
Инфракрасное (ИК) излучение. ИК-лучи могут использоваться для локального нагрева поверхности, что также может привести к образованию трещин. Однако, как и в случае с термической обработкой, этот метод требует крайней осторожности, чтобы не повредить произведение. Впрочем, фальсификаторам это не мешает покупать ИК-лампы, которые используются для сельскохозяйственных и зоологических нужд.
Комбинирование методов
Фальсификаторы могут комбинировать термическую обработку с химическими методами (например, нанесение специальных составов, которые при высыхании создают трещины). Это может усилить эффект, но также увеличивает риск обнаружения подделки.
Как эксперты выявляют искусственный кракелюр
Микроскопический анализ. Естественный кракелюр имеет характерный рисунок, который отличается от искусственного. Искусственные трещины часто выглядят слишком равномерными или имеют неестественную глубину.
Анализ структуры краски. Естественный кракелюр образуется в результате многолетнего старения, и его структура отличается от трещин, созданных искусственно.
Химический анализ. Эксперты могут выявить следы химических веществ или термической обработки, которые использовались для создания искусственного кракелюра.
УФ- и ИК-съемка. Эти методы позволяют увидеть различия в структуре живописного слоя и выявить следы вмешательства.
Однако прибегать исключительно к методу технико-технологической экспертизы как решающему рискованно. Важно проверять провенанс и работать с архивами, находить исторические подтверждения подлинности произведений.