В последнее время всё чаще можно столкнуться с ситуациями, когда экспертные организации и СМИ допускают ошибки, которые затем тиражируются и выдаются за истину. Или же публикуют неподтвержденную информацию. Примером может послужить недавнее интервью, вышедшее на RT, где обсуждалась картина Айвазовского, названная «Бурей». Вопросы вызывает атрибуция.
Я бы указала: без названия, поскольку нет исторических сведений, подтверждающих именно эту версию названия. На сайте Sotheby's указано: Survivors (то есть «Выжившие»), и это тоже корректно, поскольку есть эталонные произведения художника «Выживший» (1892) и «Выжившие» (1896). Для подтверждения подлинности целесообразно сверять исследуемое произведение как с живописными работами Айвазовского 1860-х (например, в «Кораблекрушением в Северном море» 1865), так и с этими эталонами, хотя они и написаны в разные годы, с разницей от 24 до 28 лет.
Я бы указала: без названия, поскольку нет исторических сведений, подтверждающих именно эту версию названия. На сайте Sotheby's указано: Survivors (то есть «Выжившие»), и это тоже корректно, поскольку есть эталонные произведения художника «Выживший» (1892) и «Выжившие» (1896). Для подтверждения подлинности целесообразно сверять исследуемое произведение как с живописными работами Айвазовского 1860-х (например, в «Кораблекрушением в Северном море» 1865), так и с этими эталонами, хотя они и написаны в разные годы, с разницей от 24 до 28 лет.
«Специалист рассказал, как удалось определить, что картина «Буря» 1868 года, тоже недавно вернувшаяся в Россию, была написана Иваном Айвазовским, а также поделился другими случаями расследований подлинности полотен знаменитых русских живописцев», - пишет RT.
Причиной медийных ошибок могла стать информация, поступившая от пресс-службы Центра художественной экспертизы им. И.Е. Репина.
Причиной медийных ошибок могла стать информация, поступившая от пресс-службы Центра художественной экспертизы им. И.Е. Репина.
Цитата из рассылки 20 февраля 2025: «27 февраля 2025 года Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина приглашает представителей СМИ на День открытых дверей. У посетителей будет уникальная возможность увидеть недавно атрибутированное полотно Ивана Айвазовского «Буря» 1868 года, встретиться со специалистами ЦХЭ, а также познакомиться с научной лабораторией, предназначенной для проведения технико-технологической экспертизы».
Цитата из рассылки 28 февраля 2025: «В 2024 году, благодаря работе экспертов из ЦХЭ имени И.Е.Репина было подтверждено авторство картины И.К.Айвазовского «Буря» 1868 года. На экспертизу поступило потемневшее полотно, скрытое слоями поздних записей и лака. В процессе исследования картины удалось обнаружить и подтвердить авторскую подпись и провести химический анализ пигментов, а затем, благодаря профессиональной реставрации была раскрыта оригинальная авторская живопись, соответствующая эталонным образцам творчества Айвазовского, накопленными Центром за десятилетие работы».
В рассылке было то же изображение, которое опубликовали в RT.
В интервью, опубликованном на RT, несколько раз упоминается картина «Буря» Айвазовского. Однако, как выясняется, название произведения может быть иным, например, «Выжившие». Такая атрибуция присутствует в предыдущей экспертизе, опубликованной на закрытом портале Министерства культуры РФ, и у аукционного дома Sotheby's, где картина была выставлена на продажу. Название «Выжившие» соответствует сюжету картины.
Отсюда вопрос: всю ли информацию проверили, когда публиковали интервью? На сайте Sotheby's указано: Attributed to Ivan Konstantinovich Aivazovsky (то есть, приписывается Ивану Константиновичу Айвазовскому). В публикации на портале expert.mkrf.ru 24.10.2024 авторство Айвазовского указано без оговорок. Название соответствует названию на Sotheby's - «Выжившие». Что пишут в RT?
//Начало цитаты//
//Начало цитаты//
Сообщалось, что специалисты Центра художественной экспертизы недавно атрибутировали картину Айвазовского «Буря». Расскажите, пожалуйста, об этом. На основании каких признаков удалось установить подлинность полотна?
Эта картина уже выставлялась на аукционах, однако без указания точного авторства. Эксперты колебались, можно ли подтвердить авторство Ивана Айвазовского. Мы провели тщательную экспертизу и пришли к выводу, что полотно действительно было написано самим Айвазовским. На это указали и химический анализ, и анализ манеры письма. Очень характерно для мастера написаны волны. Когда картина поступила на экспертизу, она была записана поздней реставрацией, но благодаря специальному оборудованию мы смогли увидеть, что под ней имеется оригинальная живопись. После профессиональной реставрации открылась авторская живопись — и не осталось сомнений, что работа принадлежит кисти Айвазовского.
Эта картина уже выставлялась на аукционах, однако без указания точного авторства. Эксперты колебались, можно ли подтвердить авторство Ивана Айвазовского. Мы провели тщательную экспертизу и пришли к выводу, что полотно действительно было написано самим Айвазовским. На это указали и химический анализ, и анализ манеры письма. Очень характерно для мастера написаны волны. Когда картина поступила на экспертизу, она была записана поздней реставрацией, но благодаря специальному оборудованию мы смогли увидеть, что под ней имеется оригинальная живопись. После профессиональной реставрации открылась авторская живопись — и не осталось сомнений, что работа принадлежит кисти Айвазовского.
//Конец цитаты//
Экспертиза произведений искусства — это не только технико-технологический анализ, но и кропотливая работа с архивами, изучение исторического контекста и внимательное отношение к деталям (не только к пигментам и связующим).
СМИ, в свою очередь, несут ответственность за проверку информации перед её публикацией. Однако в данном случае журналисты, похоже, доверились экспертам без должной проверки. Это создаёт порочный круг: эксперты допускают неточности, СМИ их тиражируют, а аудитория воспринимает эту информацию как достоверную.
Помимо RT о так называемой «Буре» Айвазовского вышли публикации в следующих СМИ: