Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Художник Амедео Модильяни

Никто не умеет продвигать искусство так, как это делает полиция. Практически всю жизнь Модильяни провел в нищете. К коммерческому успеху привела облава.



Курс лекций куратора Пушкинского музея

Детство

Амедео Модильяни был младшим из четырех детей в еврейской семье из итальянского Ливорно. Незадолго до его рождения семейный бизнес пережил тяжелые времена, что вынудило отца Модильяни объявить о банкротстве. Значительную роль в воспитании Амедео сыграли его дядя и тетя, Исаак и Лора Гарсен, получившие в свое время блестящее образование. Они познакомили Амедео с литературой, поэзией, философией и изобразительным искусством.



В 1895 году Амедео заболел тифом и во время болезни впервые заявил матери, Евгении, о своем желании стать художником. Евгения хотела, чтобы сын получил академическое образование, но согласилась с его желанием, о чем рассказала в своем дневнике: «Первого августа [1898 года] Амедео начнет учиться рисованию. Он думает, что он уже художник». В следующем году Амадео полностью отказался от обычной школы, чтобы продолжить обучение у своего учителя рисования Гульельмо Микели.

Ранняя практика

В 1901 году у Модильяни диагностировали туберкулез, но он выздоровел. Мать перевезла его на юг Италии. Модильяни посещал музеи Неаполя, Рима, Флоренции и Венеции, знакомился с классической итальянской живописью и скульптурой. Это подпитывало его интерес к изобразительному искусству. После возвращения в Ливорно он убедил свою мать разрешить ему переехать во Флоренцию. Вдохновленный Микеланджело, Модильяни переехал в Пьетрасанту в 1903 году, чтобы посвятить свое время скульптуре, но обнаружил, что его сил недостаточно для напряженного и трудоемкого процесса резьбы по камню.



Вернувшись во Флоренцию, Модильяни познакомился с Мануэлем Ортисом де Сарате, художником, работавшим с импрессионистами. Заинтригованный описанием Сарате Парижа и авангарда, он решил реализовать свои амбиции там, но мать призвала его остаться во Флоренции. Неугомонный в поисках новых возможностей Модильяни переехал в Венецию и поступил в Scuola Libera di Nudo при Istituto di Belli Arti, но учебная программа показалась ему чрезмерно консервативной. Он искал вдохновение в творческой атмосфере местных баров и кафе. После этого его мать все-таки разрешила ему переехать в Париж.

Карьера

В Париже Модильяни поступил в Академию Коларосси, первые несколько месяцев посещал местные галереи и музеи. Он присоединился к кругу Бато Лавуар, в который входили Хуан Грис, Макс Джейкоб, Пабло Пикассо и Андре Салмон, а также другие известные деятели искусства и литературы. Работы Модильяни этого периода говорят о его глубоком интересе к постимпрессионизму и некотором влиянии Анри де Тулуз-Лотрека.



В 1906 году прошла выставка Модильяни в галерее Лауры Вильда, которая не принесла коммерческий успех. Разочарование привело Модильяни к злоупотреблению алкоголем, что еще больше усугубило его проблемы со здоровьем. В 1907 году Модильяни познакомился с Полем Александром, молодым врачом, который стал его другом и покровителем: покупал работы художника. Одной из любимых произведений Александра была «Еврейка» (1908), картина, созданная под влиянием Поля Сезанна и немецких экспрессионистов.



Пытаясь переориентировать свое внимание на скульптуру, Модильяни обратился к Константину Бранкузи, с которым он познакомился в 1909 году через Александра. Простое изящество упрощенных форм Бранкузи произвело сильное впечатление на Модильяни; стиль старшего художника стал проявляться в творчестве Модильяни. Он стремился к чистоте формы, чему способствовало использование элементов «примитивного» искусства Африки и Юго-Восточной Азии, которое в то время использовали многие парижские художники-авангардисты, такие как Пикассо.



Поздний период

В 1914 году Макс Жакоб познакомил Модильяни с арт-дилером Полем Гийомом, который купил несколько картин и согласился продвигать его работы. Однако доходы Модильяни все еще оставались скудными. В июле он познакомился с английской писательницей и поэтессой Эмили Элис Хей (известной под псевдонимом Беатрис Гастингс), которая стала его возлюбленной и музой. Гастингс пыталась привлечь внимание общественности к творчеству Модильяни, но ее снисходительность породила конфликт в отношениях. Вскоре после разлуки Модильяни тяжело заболел от недоедания. Немного восстановив силы, он оставил скульптуру и продолжил писать портреты, нашел свой собственный стиль.


Модильяни начал общаться с польским поэтом и арт-дилером Леопольдом Зборовским, который организовал первую персональную выставку художника в галерее Берты Вайль в декабре 1917 года. Возмущенная местная полиция временно закрыла выставку, но непреднамеренная огласка привела к высоким продажам.

В 1917 году Модильяни познакомился с Жанной Эбютерн, молодой студенткой Академии Коларосси. Они влюбились друг в друга, и позже Эбютерн стала его гражданской женой. Зборовский, посвятивший себя поддержке творчества Модильяни, надеялся, что их отношения станут новым источником вдохновения для портретной живописи Модильяни. В 1918 году Эбютерн родила дочь. Семейные обязательства, наряду с обязательствами перед Зборовским, побудили Модильяни работать больше, несмотря на угасающее здоровье. В 1919 году Модильяни скончался от туберкулезного менингита.

Курс лекций куратора Пушкинского музея
Художники
Made on
Tilda