Коллекционирование искусства

Художник Френсис Бэкон

Художники
Художник Фрэнсис Бэкон в юности вел бродяжнический образ жизни, а в начале карьеры сжигал свои картины. Успех настиг его в Ганновере. Серия «Головы» обрела скандальную славу и получила положительные отзывы критиков. Рассказываем, что предшествовало ретроспективам художника в Метрополитен-музее и галерее Тейт.

Фрэнсис Бэкон. Три этюда для Распятия

Детство

Фрэнсис Бэкон родился в Дублине, его назвали в честь его знаменитого предка, английского философа и ученого. Отец, Эдвард, служил в армии, а затем во время Первой мировой войны устроился на работу в военное министерство. В интервью критику Дэвиду Сильвестру Бэкон объяснил кроваво-красный оттенок на холстах бурными обстоятельствами своей ранней жизни. Рядом с домом его детства стоял британский полк, и он постоянно слышал, как солдаты отрабатывают маневры. Фрэнсис вернулся в Дублин после войны, в разгар первых кампаний ирландского националистического движения.

У молодого художника не было возможности учиться официально из-за тяжелой астмы и частых переездов семьи. Мать Бэкона, Кристина, вела светскую жизнь, а отец постоянно был на работе. Бэкон часто был предоставлен самому себе. У него было четверо братьев и сестер, но самым близким человеком для него стала няня Джесси Лайтфут, которая спустя много лет переехала с ним в Лондон: именно она, уже в пожилом возрасте, окажет Бекону помощь во время его депрессии.

Фрэнсис Бэкон

Отношение в семье Бэкона были сложными. Отец сурово наказывал молодого художника за гомосексуализм, устроил ему порку плетью, когда узнал о первом сексуальном опыте. В конце концов, в 1926 году выгнал сына из дома после того, как поймал его на примерке одежды матери.

Бэкон проживал на небольшое пособие жизнь бродяги, путешествовал по Лондону, Берлину и Парижу. Несмотря на надежды отца, смена обстановки только способствовала дальнейшему изучению сексуальной идентичности; время, проведенное в Берлине, стало для Бэкона пиком эмоционального пробуждения.

Фрэнсис Бэкон

Период обучения

Бэкон обосновался в лондонской квартире в конце 1920-х годов и сразу занялся дизайном интерьера. Один из его покровителей, художник Рой де Местр, стал наставником Бэкона и побудил его к занятиям живописью. Бэкон создавал свои ранние работы, опираясь на творчество Пикассо и сюрреалистов, картины которых видел вживую во время поездки в Париж.

В 1933 году Бэкон представил «Распятие», черно-белую композицию со скелетом. Художник преследовал цель излучить тему боли и страха. Эта тема станет характерной для его более поздних работ. Картина была опубликована в книге Герберта Рида «Искусство сейчас», ее сразу же приобрел сэр Майкл Сэдлер. Воодушевленный успехом, Бэкон организовал выставку собственного искусства, но она не получила должного внимания. Его картины также рассматривались для Международной выставки сюрреалистов, организованную Гербертом Ридом, но были отклонены как недостаточно сюрреалистичные. Обескураженный, Бэкон вернулся к прежнему бродяжническому образу жизни. Он уничтожил большую часть своих работ, созданных до 1943 года. Сохранилось только пятнадцать произведений этого раннего периода.

Фрэнсис Бэкон

Из-за астмы Бэкон не смог присоединиться к вооруженным силам во время Второй мировой войны. Он был принят в состав группы по предотвращению воздушных налетов, занимавшейся невоенными поисково-спасательными работами, но был уволен, когда заболел, надышавшись пылью. «Если бы я не был астматиком, я мог бы вообще никогда не начать заняться живописью», — признался он. После войны Бэкон снова занялся живописью, обозначил «Три этюда для Распятия» (1944) истинным началом своего творчества. Искривленные тела, изображенные на картине, выражают ужас и страдание от последствий войны. Бэкон смоделировал фигуры по фотографиям животных в движении, проявив ранний интерес к движению тела, это стало сильной темой его более поздних картин. Во время выставки в галерее Lefevre критики были шокированы откровенными образами, но написали положительные рецензии.

Фрэнсис Бэкон

Становление

Громкий успех на выставке 1944 года открыл Бэкону возможность работать с Лефевром. Грэм Сазерленд, друг и коллега-экспонент, также порекомендовал его директору Ганноверской галереи, где Бэкон провел свою первую персональную выставку в 1949 году. Для этой выставки художник написал серию «Головы», примечательную тем, что это первая серия, в которой представлены два важных мотива: крик, заимствованный из фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», в котором показан кричащий (вероятно, от боли) раненый школьный учитель; «Портрет папы Иннокентия X» Диего Веласкеса (около 1650 г.), картина, которую Бэкон знал только по репродукциям. В создании серии «Головы» использовались ограждающие поверхности, которые создают всепроникающее чувство клаустрофобии и беспокойства — этот эффект Бэкон также использовал в « Трех этюдах» 1944 года.

В 1952 году у Бэкона завязался одни из самых крепких романов с бывшим летчиком-истребителем времен Второй мировой войны Питером Лейси. Лейси был привлекательным, хорошо воспитанным, но склонным к саморазрушению человеком. У них были сильные и жестокие отношения — однажды в пьяном виде Лейси бросил Бэкона в окно, художник получил большое количество травм, к счастью, незначительных. Из-за подобных выходок их отношения ухудшились к 1958 году. Романы Бэкона, в том числе с Люсьеном Фрейдом, обсуждаются в книге Себастьяна Сми «Искусство соперничества».

Фрэнсис Бэкон. Портрет говорящего Джорджа Дайера

В 1953 году в Ганновере прошла выставка картин Бэкона, на которой были представлены «Две фигуры» — изображение двух мужчин, вызвавшее огромный скандал. Композиция была создана по фотографиям, сделанных викторианским фотографом Эдвердом Мейбриджем. Бэкон тогда сказал: «Дело в том, что, даже если вы посмотрите на эти фигуры сквозь лупу, то все равно не поймете, борются ли они или занимаются сексом». К слову: Бэкон был очарован попытками Мейбриджа запечатлеть тела в движении, хранил коллекцию его книг в своей студии в качестве постоянного источника вдохновения.

Склонность Бэкона черпать вдохновение из личного опыта отразилась в портретной живописи. Он часто рисовал близких друзей (Люсьен Фрейд, Изабель Росторн, Мишель Лейрис), передавая эмоциональную и психологическую напряженность. Одним из самых известных персонажей Бэкона был его друг и любовник Джордж Дайер, с которым он познакомился в 1964 году. Бэкон создал множество портретов Дайера, в которых сильная мускулатура сочеталась с ощущением уязвимости. Дайер страдал от алкоголизма и приступов депрессии, в конечном итоге покончил с собой в ночь перед первой ретроспективой Бэкона во Франции в 1971 году.

Фрэнсис Бэкон

Поздние годы

После парижской выставки Бэкон все больше склонялся к автопортрету, заявлял, что «люди вокруг умирают, как мухи», что «больше нечего рисовать, кроме себя самого». Он также написал ряд картин в память о Дайере. Многие из них стали частью триптихов большого формата, в том числе широко известный «Черный триптих» о кончине Дайера.

В 1973 году Бэкон стал первым современным английским художником, который представил крупную выставку в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Его ретроспективы прошли в Хиршхорне и галерее Тейт.

В середине 1970-х Бэкон встретил Джона Эдвардса, который заменил Дайера и Дикина в качестве постоянного компаньона. В последние годы он отошел от бурной общественной жизни, сосредоточившись на работе и платонических отношениях с Эдвардсом.
Made on
Tilda