Алексей Бродович
Алексей Бродович родился в деревне Оголичи Минской губернии в семье врача-психиатра, учился Пажеский корпус в Санкт-Петербурге, служил в гусарском полку Дениса Давыдова, воевал против большевиков. Эмиграция в Париж стала для него спасением Там, в 1920-е, он начал свою карьеру в качестве дизайнера. А потом перебрался в США. Бродович стал иконой дизайна во время работы арт-директором в Harper's Bazaar с 1934 по 1958 год.
Алексей Бродович
Алексей Бродович оттачивал свое мастерство графического дизайнера не только в Harper's Bazaar: он успел поработать на Сергея Дягилева, поручившего ему сценографию новаторской балетной постановки, фотосъемку артистов балета и афиши. Бродович перенес дерзость и непосредственность, присущие «Русским сезонам», в сравнительно консервативный американский журнал мод. Он фотографировал артистов всегда и везде: за кулисами, во время репетиций, примерок, перерывов, рассказывал фотографическими средствами об их повседневной жизни. И вот — победа на конкурсе плакатов.
Алексей Бродович
Параллельно с работой Бродович обучал фэшн-фотографов, в том числе звезд, Ричарда Аведона и Ирвина Пенна, преподавал в Филадельфийском колледже искусств и собственной Лаборатории дизайна. Он делал упор на инновационные методы дизайна и фотографии, фокусировался на ошибках как способе решения практических проблем проектирования, задавал много вопросов. Бродович мог поинтересоваться у своих учеников, может ли та или иная линия быть лучше или есть ли в фотографии для журнала отсылка к Кокто. Бродович поощрял своих студентов к интерактивному подходу в дизайне. Его курсы легли в основу многих образовательных программ. Как говорил Ирвин Пенн, все дизайнеры, все фотографы, все арт-директора, знают они об этом или нет, — ученики Алексея Бродовича.
Алексей Бродович. Обложка журнала
Алексей Бродович. Обложка журнала
Так в чем же революция? Единовременное использование текста и изображения на двухстраничных макетах; использование цветной фотографии; коллажи. Бродович создал новую технику типографского дизайна и тональной композиции, которую арт-критика называют техникой «белого пространства». Что это значит? На журнальных разворотах остается много «воздуха», делается сильный акцент на фотографическом коллаже или тексте. Белое пространство, текст, фотография становятся составными частями произведения. Радикальный подход Бродовича стал отраслевым стандартом.
Чтобы вы поняли суть этой революции, покажем изображения из журналов. Вот так выглядели модные журналы раньше.
Винтажная фотография. Студийная съемка для журнала Vogue
Винтажная фотография. Полоса журнала Vogue
А вот так выглядели развороты журналов, которые делал Алексей Бродович и его команда.
Разворот журнала. Алексей Бродович
Разворот журнала. Алексей Бродович
Разворот журнала. Алексей Бродович
Разворот журнала. Алексей Бродович
Разворот журнала. Алексей Бродович
Разворот журнала (фрагмент). Алексей Бродович
Бродовичу также приписывают освобождение фотографов и манекенщиц от работы в студии. Его решение — снимать на открытом воздухе моделей, занятых обычными делами — повлияло на ряд фотографических тенденций. Он перенес фотожурналистику в мир моды. Модные съемки переносились в городское пространство, а модели — в естественную среду обитания современных американских женщин.
Будучи арт-директором Harper's, Бродович нес прямую ответственность за интеграцию европейского модернизма в американские издания. Он привлекал к работе выдающихся авангардистов: Ман Рэя, Жана Кокто, Рауля Дюфи, Марка Шагала и Кассандра. о время работы в модной индустрии Бродович обучил ряд фотографов, которые впоследствии определили ход истории фотографии, включая Роберта Франка, Ричарда Аведона и Лизетт Модель.