Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Что такое дегенеративное искусство и причем тут Гитлер

Пикассо, Дали и Клее в огне! Читатели, далекие от мира прекрасного, увидев картину художника-модерниста иной раз скажут: «дегенеративное искусство». Давайте, расставим точки над «i» и объясним, почему подобные реплики в комментариях выходят за рамки приличия и почему у автора этого материала создается ощущение, будто за модерацию отвечает Геббельс каждый раз, когда очередную статью про гениев XX века банят.
Кете Кольвиц
Кете Кольвиц
Что такое дегенаративное искусство
Начнем с термина. Его придумали в нацистской Германии. К дегенеративному искусству причисляли целые направления: от импрессионизма и дадаизма до баухауса и кубизма, а также любые произведения, созданные еврейскими авторами. Оно считалось опасным для «арийской расы». Термин «дегенеративное искусство» использовался нацистской пропагандой для описания работ, которые не соответствовали их идеалам. Гитлер избавлялся от «опасных» художников.
Эрнст Людвиг Кирхнер
Эрнст Людвиг Кирхнер
Термин обрел известность в 1930-х годах, когда тысячи произведений искусства, признанных «дегенеративными», были изъяты из музеев и частных коллекций. Некоторые выставили на обозрение в попытке повернуть общественное мнение против модернизма, который объявлялся «антинемецким» или коммунистическим. Некоторые продали для финансирования нацистского режима. Многие другие работы, в том числе известных художников, таких как Сезанн, Пикассо и Матисс, были уничтожены.
Эрнст Людвиг Кирхнер
Эрнст Людвиг Кирхнер
Были предприняты попытки контролировать художников, многие подвергались преследованиям, теряли работу, средства к существованию, в некоторых случаях — жизнь.
Эрнст Людвиг Кирхнер
Эрнст Людвиг Кирхнер
Многие художники, которых считали «дегенеративными», бежали из Германии и других оккупированных территорий в Великобританию и Соединенные Штаты. По иронии судьбы, вместо того, чтобы искоренить модернизм, нацисты в конечном итоге «помогли» распространить новые идеи по всему миру.
Макс Либерман
Макс Либерман
От свободы слова к РКК
До прихода нацистов к политической власти Германия была в авангарде художественных экспериментов. В 1920-е годы Берлин был одним из эпицентров авангардной арт-сцены в Европе. Здесь поддерживали художников и интеллектуалов из маргинализированных сообществ. В Берлине процветал джаз, развивалась кинематография, пользовались высоким интересом кубизм и импрессионизм. Веймарская Германия стала родиной экспрессионизма, стиля искусства, который произвел революцию в живописи, кино и музыке. Среди известных немецких и австрийских участников художественных сообществ 1920-х годов были музыканты Арнольд Шенберг и Курт Вайль; режиссеры Фридрих Вильгельм Мурнау и Фриц Ланг; художники Кете Кольвиц и Эрнст Людвиг Кирхнер.
Макс Либерман
Макс Либерман
В 1930-е году к власти быстро пришли нацисты во главе с Адольфом Гитлером. Они начали оказывать политическое влияние по всей стране. Берлинское авангардное искусство и школа Баухаус были обвинены в осквернении немецких традиций и культуры. Гитлер использовал авангардное искусство в качестве доказательства, что в немецкую культуру проникли иностранцы и заговорщики, а их цель — «развратить» культуру. Нацистской пропаганде удалось связать современное искусство с еврейской культурой, несмотря на то, что еврейские художники были в меньшинстве среди современных художников в стране. Историк искусства Генри Гроссханс отметил, что Гитлер «считал греческое и римское искусство незагрязненным еврейским влиянием. Современное искусство [рассматривалось] как акт эстетического насилия со стороны евреев против немецкого духа, хотя среди тех, кто внес значительный вклад в немецкое модернистское движение, только Макс Либерман, Людвиг Мейднер, Отто Фрейндлих и Марк Шагал были евреями. Но Гитлер... взял на себя ответственность решать, кто в вопросах культуры мыслил и действовал как еврей».
Людвиг Мейднер
Людвиг Мейднер
Впоследствии нацисты начали кампанию культурной цензуры. 10 мая 1933 года студенты университетов из больших и малых городов Германии сожгли более 20 000 книг. Многие из книг были написаны европейскими и американскими авторами, но уничтожали также тома левых общественных деятелей и авторов-модернистов. Пока книги горели, студенты отдавали нацистский салют. Костры были частью пропагандистских усилий нацистов.
Людвиг Мейднер
Людвиг Мейднер
Йозеф Геббельс выступил перед студентами, собравшимися в Берлине. Он сказал: «Эпоха крайнего еврейского интеллектуализма подошла к концу… Будущий немецкий человек будет не просто человеком книг, но человеком с характером. Именно с этой целью мы хотим вас воспитать... Вы хорошо поступаете в этот полночный час, предавая огню злого духа прошлое». Помимо уничтожения книг, нацисты начали преследовать ученых и деятелей культуры. Художников, музыкантов и интеллектуалов увольняли с преподавательских должностей, если они были евреями или были связаны с авангардными движениями. Уволенных ученых заменяли членами нацистской партии. Это привело сокращению количества учителей по всей Германии.
Отто Фрейндлих
Отто Фрейндлих
В сентябре 1933 года нацисты сформировали свой собственный культурный совет, Reichskulturkammer (имперская палата культуры, известная как РКК). Это было сделано по инициативе Йозефа Геббельса, который занимал пост министра народного просвещения и пропаганды.
Отто Фрейндлих
Отто Фрейндлих
Геббельс отвечал за формирование культа личности Гитлера среди немецкого населения. Он также сыграл важную роль в контроле над антисемитскими нарративами, сфабрикованными нацистами для оправдания своего культурного и политического господства. РКК следил за работой всех немецких художников. Художники должны были подать заявку на членство, предъявив официальный арийский сертификат — документ, подтверждающий, что конкретный гражданин принадлежал арийской расе. Если художник не соответствовал расовым критериям, он получал запрет на участие в выставках. Это строго контролировалось в Германии.
Марк Шагал
Марк Шагал
Грабежи
РКК был разделен на семь отделов. Одним из них, Reichskammer der Bildenden Künste (Рейхская палата изящных искусств), с 1936 года руководил художник Адольф Циглер. В июне 1937 года Геббельс поручил Циглеру изъять модернистские произведения из музеев, галерей и частных коллекций. Зиглер и его коллеги приступили к разграблению собраний: забрали сотни работ Эмиля Нольде, Эриха Хеккеля, Макса Бекмана и Эрнста Людвига Кирхнера. Также были похищены работы Пикассо, Ван Гога, Сезанна и Матисса. В общей сложности более 16 500 произведений было конфисковано из разных мест Рейха менее чем за два года. Нацисты также похищали культурные ценности, включая книги, картины и скульптуры, из коллекций по всей оккупированной Европе и доставляли их в Германию.
Ловис Коринт
Ловис Коринт
Entartete Kunst Ausstellung. Выставка дегенеративного искусства
Около 650 из конфискованных произведений были представлены на выставке Entartete Kunst Ausstellung, или Выставке дегенеративного искусства в Институте археологии в Мюнхене с 19 июля по 30 ноября 1937 года. Произведения искусства намеренно развесили в хаотичном порядке и дополнили клеветническими лозунгами. На этикетках были указаны завышенные цены — якобы столько платили музеи, чтобы приобрести работы. Это стало поводом критиковать современное искусство.
Архивная фотография. Выставка дегенеративного искусства
Архивная фотография. Выставка дегенеративного искусства
Каталог выставки, написанный чиновником имперского министерства пропаганды Фрицем Кайзером, был опубликован для объяснения «вырожденческой» природы искусства. Каталог также содержал отрывки из речей Гитлера. Общий посыл заключался в том, что модернисты-заговорщики преследовали цель осквернить европейскую культуру. Для обложки каталога выбрали произведение «Новый человек» немецко-еврейского художника Отто Фрейндлиха. Сам Фрейндлих был убит в концентрационном лагере Майданек в 1943 году.
Архивная фотография. Große Deutsche Kunstausstellung
Архивная фотография. Große Deutsche Kunstausstellung
Одной из задач Выставки дегенеративного искусства было показать разницу между искусством, которое нацисты считали «дегенеративным», и культурными артефактами, которые могли стать образцом «арийской идентичности». Große Deutsche Kunstausstellung (Великая немецкая художественная выставка) проходила одновременно с Выставкой дегенеративного искусства неподалеку, в мюнхенском Haus der Deutschen Kunst (Доме немецкого искусства). Отобрать произведения для «великой» выставки Гитлер поручил своему фотографу Генриху Хоффману.
Макс Бекман
Макс Бекман
На открытии Гитлер заявил: «Отныне мы будем вести безжалостную войну за очищение от последних элементов нашего культурного упадка. … Насколько нам известно, эти доисторические культурные представители каменного века и любители искусства могут вернуться в пещеры своих предков, чтобы делать там свои примитивные интернациональные каракули». Между тем, во вступительном слове Циглера к Выставке дегенеративного искусства говорилось: «Вы видите вокруг себя выброшенное наследие безумия, наглости, неумелости и вырождения. Это шоу вызывает у всех нас чувство шока и отвращения».
Франц Марк
Франц Марк
Примечательно, что Выставка дегенеративного искусства пользовалась большим успехом у публики, нежели Большая немецкая художественная выставка — ее посетило не так много человек. Еще более интересен тот факт, что в организации двух выставок было допущено несколько ошибок: некоторые работы, предназначенные для Выставки дегенеративного искусства, были показаны на Большой немецкой художественной выставке, и наоборот. После Выставки дегенеративного искусства наиболее ценные произведения были проданы на аукционе в Швейцарии в 1939 году. Остальные попали в частные коллекции нацистских чиновников или были уничтожены. В марте 1939 года берлинские пожарные сожгли около 4000 картин и гравюр.
Эмиль Нольде
Эмиль Нольде
Большое количество произведений современного искусства также было сожжено в оккупированном нацистами Париже в июле 1942 года, в том числе работы Пикассо, Дали и Клее.
Продолжение следует...
Художники
Made on
Tilda