Эдуард Мане. Завтрак на траве
Детство и юность. Скепсис отца
Эдуард Мане родился в Париже. Его отец, Август, был высокопоставленным государственным служащим, мать, Евгения — дочерью дипломата. Вместе с двумя младшими братьями Мане вырос в буржуазной среде, консервативной и финансово благополучной. В возрасте тринадцати лет он записался в класс рисования в школе Роллина.
Эдуард Мане. Олимпия
Мане с раннего возраста питал страсть к искусству, но согласился поступить в Военно-морскую академию, чтобы угодить отцу. А когда провалил вступительный экзамен, то решил присоединиться к торговому флоту, чтобы набраться опыта. В 49 году отправился в Рио-де-Жанейро. В 50 вернулся во Францию с рисунками и картинами из своего путешествия, пытался обратить внимание отца на свой талант: тот скептически относился к творческим амбициям Мане.
Эдуард Мане. Тама, японская собака
Ранний период. Первая любовь
В 1849 году у Мане завязался роман с семейной учительницей игры на фортепиано Сюзанной Линхофф. В результате этого романа в 1852 году родился мальчик Леон, который был представлен обществу как младший брат Сюзанны и крестник Мане во избежание скандала в аристократической среде.
Эдуард Мане. На пляже
В следующем году Мане отправился в Италию, провел там почти год. Отец, скрепя сердце, позволил Мане заняться искусством. Перед художником встал выбор: академическое образование или мастерская Томаса Кутюра. Мане выбрал второй вариант. Кутюр был салонным художником, но никогда не навязывал своим ученикам собственные эстетические предпочтения и повестку дня. Наоборот, поощрял их искать новые пути самовыражения.
Эдуард Мане. Купание
Мане обучался у Кутюра в течение шести лет. А в 1856 году и открыл собственную студию на улице Лавуазье. Возможность Мане обустроить студийное пространство была обусловлена его финансовым благополучием. Он мог жить той жизнью, которая ему нравилась, и создавать искусство, к которому лежит душа. А еще путешествовать по Голландии, Германии и Австрии, регулярно посещать Италию. По ходу работы Мане познакомился с Эдгаром Дега и Анри Фантен-Латуром: оба стали друзьями на всю жизнь.
Злобные критики на «Салоне отверженных»
Подружившись с поэтом Шарлем Бодлером и художником Гюставом Курбе, Мане оказался в кругу прогрессивных мыслителей, которые считали: искусство должно обращаться к современной жизни, а не к истории или мифологии. Эти доводы предвещали стремительный сдвиг, нарушающий статус-кво парижского художественного Салона. На арт-сцене появились художники-авангардисты, сильно пострадавшие от консервативной публики и злобных критиков.
Эдуард Мане. Купальщицы на Сене
Салон 1863 года отказался от картин Мане. Он и другие художники протестовали, и император уступил, согласившись выставить отвергнутые работы на «Салоне отверженных», чтобы публика могла увидеть то, что было сочтено недостойным.
Шокирующая картина Мане «Завтрак на траве» вызвала наибольшую критику по ряду причин. Аллюзии эпохи Возрождения не имели для зрителей смысла. Они увидели «бесстыдную» и «реалистично переданную» наготу женщины — вероятно, проститутки, беспечно смотрящей с холста. Критики говорили, что картина была «вульгарной», «нескромной» и «нехудожественной». Комментарии глубоко огорчили Мане и, вероятно, вызвали у него депрессию, впрочем, как сам факт включения в «Салон отверженных», ударивший по самолюбию.
Эдуард Мане. Лежащая молодая женщина
Казалось бы: можно было развернуться и уйти — отказаться от участии в Салоне. Но нет: Мане хотел повторить попытку и добиться успеха. На своих условиях. Это стало его целью, идеей фикс. Мане пытался изменить целую систему. И верил, что у него как члена уважаемой семьи получится.
Эдуард Мане. Полишинель
Споры вокруг Салона продолжились в следующем году, когда Мане выставил «Олимпию» — картину, на которой была изображена еще одна обнаженная модель, Викторин Меран. Это оказалось слишком конфронтационным и неприемлемым для парижской публики. Мане писал своему близкому другу Бодлеру: «Они обрушивают на меня поток оскорблений».
Смерть отца и «Группа Батиньоля»
После смерти отца Мане в 1862 году он и Сюзанна поженились, чтобы узаконить свои отношения, но их сын Леон, так никогда не узнал о своем истинном происхожденим. Мать Мане помогала хранить секрет. Были также предположения, будто Леон на самом деле — ребенок отца Мане, но это крайне маловероятно.
Эдуард Мане. В кафе
В 1864 году Мане переехал на улицу Батиньоль, а с 1866 года он начал посещать кафе Гербуа, чтобы встретиться с такими людьми, как Анри Фантен-Латур, Эдгар Дега, Эмиль Золя, Надар, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Пьер Огюст Ренуар. Эту компанию независимых авангардистов с общими взглядами Золя назвал «Группой Батиньоля». А Фантен-Латура написал картину «Мастерская в Батиньоле». На ней — Моне, Золя, Базиль и Ренуар.
Новые Салоны
Салон 1866 года отказался от произведений Мане «Фифер» и «Трагический актер». В ответ Мане устроил публичную выставку в собственной мастерской. В поддержку этой инициативы Золя написал эссе в «Вечере», за что был уволен.
Эдуард Мане. Улица Монье с дорожными рабочими
В следующем году работы Мане также не были выставлены на Салоне. Мане установил палатку рядом с Курбе и показал свои работы там, за что снова подвергся резкой критике.
Испания
В 1861 году Мане увлекся испанской культурой, в 1865 посетил Испанию познакомился с работами Диего Веласкеса и Франсиско Гойи, которые повлияли на его творчество. Мане был недоволен правительством Наполеона III. В картине «Расстрел императора Максимилиана», композиционно отсылающей к Гойе, он показал трагическую гибель Максимилиана в Мексике от рук французского правительства. Эту работу сочли политически ангажированной, и ее показ был запрещен.
Эдуард Мане. Расстрел императора Максимилиана
Берта Моризо
Еще одна важная встреча произошла в 1868 году, когда Анри Фантен-Латур познакомил Мане с сестрами Моризо. Отношения Мане с художницей Бертой Моризо были в лучшем случае натянутыми. Она стала его ученицей, он уважал ее как художницу и даже несколько раз приглашал ее позировать. Однако многолетнее увлечение не переросло в настоящий роман: оба были из приличных семей, Мане сковывали узы брака, а Моризо видела его только с компаньонкой.
Эдуард Мане. Берта Моризо с букетом фиалок
Когда Мане начал учить рисованию юную Еву Гонсалес, Моризо испытывала ревность. Но чтобы избежать каких-либо пересудов, она вышла замуж за младшего брата Мане Эжена, который, конечно, не был звездой, как Мане. Это фактически положило конец их личным отношениям.
Франко-прусская война и последующие события
Во время франко-прусской войны некоторые из друзей Мане, в том числе Моне, уехали в Лондон. Сам Мане присоединился к Национальной гвардии. Политические события следующих нескольких лет вынудили Мане держаться подальше от Парижа. Он был вынужден покинуть свою разрушенную студию и обосноваться на улице Сен-Петербург.
Эдуард Мане. Самоубийца
Мане снова разозлил Салон в 1875 году своей картиной «Аржантёй», созданной под влиянием импрессионизма Моне. Картину не приняли.
Эдуард Мане. Аранжтей
В 1876 году Салон опять отклонил несколько его работ. Мане в ответ организовал выставку в своей собственной студии, которая привлекла более 4000 посетителей. И хотя многие в прессе утверждали, что отказ Салона был несправедливым, он продолжал подвергаться остракизму с последующим отказом в 1877 году.
Поздний период
На Салоне 1880 года Мане был награжден медалью за 2-е место, это дало ему возможность стать постоянным участником всех предстоящих Салонов. Цель достигнута. Мане был также награжден орденом Почетного легиона в 1881 году.
Эдуард Мане. Бар в Фоли-Бержер
Мане умер в 51 год. Он завещал свое имущество Сюзанне и велел передать все Леону после ее смерти.
Курс лекций куратора ГМИИ по истории зарубежного искусства конца XIX - начала XX века