Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Художник Бэнкси

Искусство Бэнкси пронизано антивоенными и антикапиталистическими посланиями. Рассказываем о подвигах художника, который быстро откликается на новостную повестку и нещадно троллит истеблишмент, скупающий на аукционах его работы.



Привет из детства

О юности Бэнкси известно очень мало, поскольку он продолжает скрывать свою личность. Уилл Симпсон, давний член футбольного клуба Easton Cowboys, утверждает, что в 1990-х и в начале нулевых художник был у них вратарем, играл в Мексике в 2001, после игры создал несколько муралов (фресок), написал картину, чтобы выручить с продажи деньги на билеты в штат Чьяпас для всей команды.

Известно, что Бэнкси родился в Бристоле. Ходят слухи, что под его псевдонимом скрывается художник Робин Ганнингем, бывший ученик государственной школы Бристольского собора. Но они ничем не подтверждены.



Ранняя практика

В начале 1990-х Бэнкси начал работать художником граффити в команде DryBreadZ Crew (DBZ) в своем родном Бристоле. Примерно в 1994 году он увлекся трафаретным искусством другого уличного художника, который стал одним из основателей группы Massive Attack. Трафареты традиционно рисуются вручную, печатаются на листах ацетата или картоне, а затем вырезаются. Затем прикрепляются к поверхности, например к стене, и окрашиваются с помощью распылителя. При удалении трафарета изображение остается. Бэнкси начал использовать трафареты, выбрал повторяющиеся мотивы — фигурки обезьян, крыс, полицейских, солдат, протестующих, детей и пожилых людей. Трафаретные изображения Бэнкси в Бристоле и Лондоне быстро привлекли внимание широкой публики.


Предшественник, уличный художник Блек ле Рэт однажды заявил: «Я начал рисовать крыс на улицах Парижа, потому что крысы — единственные дикие животные, живущие в городах. Только они выживут, когда человеческая раса исчезнет». В творчестве Бэнкси эти маленькие существа, ассоциирующиеся с болезнями и инвазиями, занимают особое место: «Если вы чувствуете себя грязным, незначительным или нелюбимым, то крысы — хороший образец для подражания, — написал Бэнкси. — Они не спрашивают разрешения, чтобы жить, у них нет уважения к общественной иерархии».


Слово «крыса» (rat) также является анаграммой слова «искусство» (art). Но Бэнкси признался, что рисовал крыс в течение нескольких лет, не обращая внимания на этот факт. Крысы считаются паразитами, которые сопротивляются глубокой ненависти со стороны людей и обладают навыками выживания. Чтобы выжить, им, как и уличным художникам, приходится действовать под покровом темноты.


В 1990-х Бэнкси познакомился с бристольским фотографом Стивом Лазаридесом, который начал снимать его работы, а затем стал его агентом до 2009 года. Лазаридес недавно заявил: «Когда я впервые встретил этого неряшливого сварливого парня, никогда не предполагал, что через 20 лет он станет самым известным художником своего поколения и что его работы будут изучать в школах». Он также говорит: «Я работал с Бэнкси в течение 11 лет, за это время мы нарушили все правила в книге правил искусства, а также немало законов. Бэнкси стал мировой суперзвездой и сохранил свою репутацию, способность шокировать и заставлять людей смеяться».
После того, как профессиональные отношения с Лазаридисом закончились, Бэнкси создал свою собственную организацию Pest Control, которая отвечает за проверку авторства его произведений и выдачу документов, подтверждающих провенанс, покупателям.

Путь к успеху

В начале 2000-х Бэнкси изготовил 100 000 поддельных британских банкнот номиналом 10 фунтов стерлингов, вставив фотографию принуессы Дианы и подпись «Бэнкси из Англии».


В марте 2005 года он тайно разместил модифицированные версии произведений искусства Уорхола с изображением консервной банки в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Метрополитен-музее, Американском музее естественной истории на Манхэттене и в Бруклинском музее.

В августе 2006 года Бэнкси разместил около 500 копий дебютного компакт-диска Пэрис Хилтон в 48 музыкальных магазинах по всей Великобритании с модифицированный в Photoshop обложкой: отфотошопленная Хилтон предстала топлесс. Были и другие мемы: Пэрис со своим чихуахуа, Пэрис с головой Тинкербелл, Пэрис, выходящая из роскошного автомобиля к группе бездомных. Пиратские копии с картинками Бэнкси продавались лучше, чем оригинальные версии. Потом их продавали на интернет-аукционах примерно за 750 фунтов стерлингов.


В сентябре 2006 года Бэнкси одел надувную куклу в оранжевый комбинезон, черный капюшон и наручники, как у узников лагеря Гуантанамо. Затем отправил ее в воздух в Диснейленде в Калифорнии. Кукла висела в воздухе в течение 90 минут. А потом Диснейленд закрыли.

В выходные 3 — 5 мая 2008 года в Лондоне Бэнкси провел выставку The Cans Festival в автомобильном туннеле, ранее использовавшемся Eurostar. под названием The Cans Festival Игра слов отсылала к названию известного французского кинофестиваля в Каннах. На выставку были приглашены художники по трафарету со всего мира, в том числе Фейле из Бруклина, Бандит из Нидерландов, «Беги не ходи» из Аргентины и Джеймс Додд из Австралии. Место держалось в секрете, пока работы не были завершены. Только потом о выставке стало известно публике. В Eurostar согласилась оставить работы нетронутыми.


13 июня 2009 года в Бристольском городском музее и художественной галерее открылась выставка «Бэнкси против Бристольского музея». На выставке было представлено более 100 произведений искусства (из них 78 новых), включая аниматронику, скульптуры и инсталляции. Шоу привлекло более 8 500 посетителей в первые выходные и более 300 000 посетителей в течение двенадцати недель.

В декабре 2009 года Бэнкси отметил окончание Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата 2009 года, нарисовав четыре фрески, посвященные глобальному потеплению. Одна из них содержала фразу «Я не верю в глобальное потепление».


В 2010 году творчество Бэнкси расширилось до кинопроизводства. Он нанял начинающего уличного художника Тьерри Гетту в качестве помощника и документалиста во время визита в Лос-Анджелес. Он посоветовал Гетту заняться искусством, чтобы в конечном итоге стать «мистером Промывание мозгов». Путешествие в Лос-Анджелес стало основой документального фильма Бэнкси «Выход через сувенирную лавку», который был номинирован на «Оскар». Бэнкси опубликовал заявление: «Это большой сюрприз… Я не согласен с концепцией церемоний награждения».



С 21 августа по 27 сентября 2015 года Бэнкси открыл Dismaland в Уэстон-сьюпер в Великобритании. Это масштабное шоу, в котором участвовали художники Дэмиен Херст и Дженни Хольцер, показывало тёмную сторону Диснейленда. Во временном тематическом парке можно было увидеть мрачный замок и перевернутую карету Золушки.

Также в 2015 году Бэнкси создал несколько фресок в ответ на кризис с сирийскими беженцами, которые были расположены в районе Кале, французских «джунглях» — месте, плотно заполненном мигрантами, пытающимися проникнуть в страну. На одной из этих фресок иронично изображен основатель Apple Стив Джобс, потому что, как описал художник: «Нас часто убеждают, что миграция — это истощение ресурсов страны, но Стив Джобс был сыном сирийского мигранта. Apple — самая прибыльная компания в мире, она платит более 7 миллиардов долларов в год в виде налогов — и существует только потому, что они пустили к себе молодого человека из Хомса».



В конце 2018 года работа Бэнкси «Девушка с воздушным шаром» была продана на аукционе Sotheby’s за 1,04 миллиона фунтов стерлингов, но как только звук молотка подтвердил, что произведение продано, внутри рамы прозвучал сигнал тревоги, и рисунок прошел через измельчитель бумаги, встроенный в раму. Инцидент вошел в историю как хэппенинг.

Бэнкси стал легко узнаваемым и востребованным художником. Ему не нужно было скрываться, когда он рисовал фреску Season’s Greetings в гараже в Уэльсе. На двусторонней картине был изображен ребенок, пробующий, словно снежинки, угольки костра.


Искусство Бэнкси продолжает проливать свет на наши социальные беды, оставаясь, как и раньше, актуальным в свете текущих событий.
Художники
Made on
Tilda