Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Художница Фрида Кало

Фрида Кало в детстве стала жертвой насилия, потом еще — ДТП. Мастерство художника она оттачивала на больничной койке. Вырвавшись на свободу после долгого лечения, встретила Диего Риверу. Так началась ее новая жизнь с путешествиями и бурными романами, которым не мешал брачный союз.

Фрида Кало. Без надежды
Фрида Кало. Без надежды

Детство

Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон родилась в Койоакане, городке на окраине Мехико, в 1907 году. Ее отец, Вильгельм Кало, был немцем и переехал в Мексику в молодом возрасте, где остался на всю жизнь, стал управлять фотобизнесом семьи Кальдерон-и-Гонсалес — матери Кало. Мать Кало, Матильда Кальдерон-и-Гонсалес, наполовину испанка, наполовину мексиканка. Она воспитывала Фриду и трех ее сестер, придерживаясь строгих религиозных традиций. Две сводные сестры Фриды от первого брака ее отца выросли в монастыре. Койоакан был не только домом детства Кало, но и местом, куда она вернулась жить в 1939. Именно здесь открылся музей Фриды Кало.
Помимо ригидности, религиозного фанатизма и склонности к вспышкам матери, на Кало глубоко повлияли несколько других событий в детстве. В шесть лет Кало заболела полиомиелитом; длительное выздоровление изолировало ее от других детей. Фрида навсегда повредила ногу — это причина, по которой она всю жизнь хромала.

Фрида Кало

Отец, с которым Кало была очень близка, особенно после того, как стала инвалидом, записал ее в Немецкий колледж в Мехико, познакомил с трудами европейских философов, таких как Иоганн Вольфганг фон Гёте, Фридрих Шиллер и Артур Шопенгауэр. Сестры же Кало тем временем посещали монастырскую школу.

Фрида любила учиться, проявляла любознательность, была благодарна отцу за такую возможность, но несмотря на натянутые отношения с матерью, проявляла интерес и к религиозным традициям, которые та чтила.

Но не все складывалось гладко. Кало пережила ужасный опыт в немецкой школе, где она подверглась сексуальному насилию, поэтому была вынуждена уйти. В тот же год, когда с Фридой случилось несчастье, в стране прогремела Мексиканская революция. Министр образования изменил порядок обучения, и с 1922 года девочек стали принимать в Национальную подготовительную школу. Кало была одной из первых 35 принятых девочек. В школе она начала изучать медицину, ботанику и социальные науки, преуспела в учебе, очень заинтересовалась мексиканской культурой и политикой.

Фрида Кало. Воспоминание
Фрида Кало. Воспоминание

Период профессионального становления

Когда Кало было 15 лет, Диего Ривера (уже известный на тот момент художник) работал над фреской «Сотворение мира» (1922) в амфитеатре ее школы. Увидев, как он работает, Кало испытала момент очарования, который она будет еще долго вспоминать. На профессиональное становление повлияла и подработка. Фриде нравилось помогать отцу в его фотостудии. Она обучалась рисованию у его друга, гравера Фернандо Фернандеса.

В свои 15 лет Кало также подружилась с диссидентской группой студентов, известной как «Качучас», которые привили молодой художнице бунтарский дух. Именно они поощряли ее интерес к литературе и политике. В 1923 году Кало влюбилась в одного из членов группы, Алехандро Гомеса Ариаса, и у них завязались романтические отношения, которые оборвались в 1928 году, когда случилась смертельная автобусная авария.

Кало получила множественные переломы по всему телу, ее матку пронзил металлический стержень. Кало провела один месяц в больнице неподвижно, в гипсовом корсете, а после этого еще много месяцев была прикована к постели дома. Во время своего долгого лечения она начала экспериментировать с небольшими автобиографическими портретами. Родители дома сделали Фриде специальный мольберт, подарили набор красок, а над головой поставили зеркало, чтобы она могла видеть свое отражение и делать автопортреты.

Фрида Кало. Корни
Фрида Кало. Корни

Кало часами мучалась над экзистенциальными вопросами, вызванными травмой, чувствовала близость к смерти. Она много рисовала, перерисовывала фотографические портреты своего отца, которыми очень восхищалась, потом начала писать портреты своих сестер и школьных друзей. Кало хотела стать медицинским иллюстратором, объединить свой интерес к науке и искусству.

К 1927 году Кало поправилась: ей разрешили гулять. Она восстановила свои отношения с группой Cachuchas, которая к этому моменту еще больше погрузилась в политику. Фрида вступила в Коммунистическую партию Мексики (ПКМ), познакомилась с околопартийными художественными объединениями Мехико. Она подружилась с фотожурналисткой Тиной Модотти и кубинским революционером Хулио Антонио Мелла. В июне 1928 года на одной из многочисленных вечеринок Модотти Кало была лично представлена Диего Ривере, который уже был одним из самых известных художников Мексики и очень влиятельным членом ПКМ. Вскоре после этого Кало смело попросила его взглянуть на один из ее портретов и сказать, получится ли из нее художник. Ривера был крайне впечатлен честностью и оригинальностью ее работ, подтвердил: да, талант есть.

Фрида Кало. Две Фриды
Фрида Кало. Две Фриды

Но этим их знакомство не закончилось. Несмотря на то, что Ривера уже дважды был женат и, как оказалось, славился ненасытной любовь к женщинам, у них быстро завязались романтические отношения. Ривера и Кало поженились в 1929 году.
Мать Кало открыто выражала свое недовольство браком, но потом смирилась. Отец же безоговорочно поддерживал Фриду и был счастлив, узнав, что у Риверы есть финансовые средства, чтобы помочь оплатить медицинские счета. Пара переехала в штат Морелос, там Кало полностью посвятила себя рисованию.

Пик популярности

К началу 1930-х годов Кало совершенствовалась в живописи: ее новые работы были преисполнены чувством мексиканской идентичности, интересом к мексиканскому модернизму и движению «Мексиканидада» во время распространения фашизма в Европе. Стремление Кало дистанцироваться от своих немецких корней проявилось в легком изменении звучания имени, в ее решении носить традиционный костюм Теуана.

Фрида Кало. Девочка с посмертной маской
Фрида Кало. Девочка с посмертной маской

В 1930-е Кало и Ривера переехали в США, успели пожить в Сан-Франциско, Детройте и Нью-Йорке. Ривера создавал различные фрески. Кало же завершила несколько своих хрестоматийных работ, в том числе «Фрида и Диего Ривера» (1931 г.) и «Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами» (1932 г.). В США Кало познакомилась и подружилась с Имоджен Каннингем, Анселем Адамсом и Эдвардом Уэстоном. В Сан-Франциско она встретила доктора Лео Элоэссера, хирурга, который до самой ее смерти оставался ее ближайшим медицинским советником.

Вскоре после завершения фрески, которую Ривера сделал для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке (1933), пара вернулась в Мексику, так как Кало тосковала по дому. Они поселились в новом доме в престижном районе Сан-Анхель.

Дом Риверы и Кало отлиался планировочными особенностями: два отдельных корпуса соединялись мостом. Эта установка была уместной, поскольку отношения супругов трещали по швам. У Кало были неиссякаемые проблемы со здоровьем, в то время как у Риверы — роман с младшей сестрой Кало Кристиной, что по понятным причинам причиняло Кало больше боли, чем какие-либо другие измены мужа.

Фрида Кало. Автопортрет с обезьянками
Фрида Кало. Автопортрет с обезьянками

Впрочем, и у самой Кало начались внебрачные связи. Вскоре после возвращения из Штатов она познакомилась с венгерским фотографом Николасом Мураем, который отдыхал в Мексике. У них начался роман, который длился 10 лет. Именно Мюрай считается фотографом, который лучше всех снимал Кало на камеру.

Хотя Кало на некоторое время съехала из дома из-за романа Риверы с ее сестрой, жила в собственной квартире вдали от Сан-Анхеля, некоторое время встречалась с японско-американским скульптором Исаму Ногучи, который стал ее другом на всю жизнь.
В 1936 году Кало присоединилась к Четвертому Интернационалу (коммунистическая организация) и часто возвращалась в свой отчий дом для встреч с художниками и активистами. В этом доме останавливался Лев Троцкий и его жена Наталья Седова, когда им предоставили политическое убежище в Мексике. В 1937 году Кало закрутила с Троцким роман. Стоит отметить, что Троцкий и его жена оставались жить у Фриды до середины 1939 года.

Фрида Кало. Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами Америки
Фрида Кало. Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами Америки

Во время визита в Мехико в 1938 году один из основоположников сюрреализма Андре Бретон был очарован картиной Кало и написал своему другу арт-дилеру Жюльену Леви, тот сразу же пригласил Кало провести персональную выставку в своей галерее в Нью-Йорке.

На этот раз Кало поехала в Штаты без Риверы. Ее выставка произвела сенсацию в СМИ. Гостей галереи привлекли традиционные мексиканские мотивы в живописи. 

Кало провела несколько месяцев в Нью-Йорке, а затем в начале 1939 года отплыла в Париж, чтобы поучаствовать в выставке с сюрреалистами. Вернувшись в Нью-Йорк, она надеялась продолжить свой роман с Мураем, но он разорвал отношения. Кало вернулась в Мехико, Ривера потребовал развода.

Фрида Кало. Четыре жителя Мексики
Фрида Кало. Четыре жителя Мексики

Поздний период

После развода Кало вернулась в свой родной город, начала работать над широкоформатными полотнами. В 1940 году Кало и Ривера снова поженились, и их отношения стали менее бурными, поскольку здоровье Кало ухудшилось. В период с 1940 по 1956 год художнице часто приходилось носить поддерживающие корсеты для спины. В 1941 году умер отец Кало, это усугубило ее депрессию. Она пыталась найти утешение, окружив себя животными и начав ухаживать за садом.

В 1940-е работы Кало обрели признание международных коллекционеров и были включены в несколько групповых выставок как в Соединенных Штатах, так и в Мексике. В 1943 году ее картины были показаны в галерее Пегги Гуггенхайм. Кало начала преподавать в школе живописи в Мехико.

Фрида Кало. Я и мои попугаи
Фрида Кало. Я и мои попугаи

В те же 1940-е Кало получила национальную премию за свою картину «Моисей», в 1947 картина «Две Фриды» была выкуплена Museo de Arte.

Болезнь Кало прогрессировала, операция по выпрямлению позвоночника не удалась. В 1950-е она была прикована к инвалидному креслу, но продолжала много рисовать, проявляла свою политическую активность и протестовала против ядерных испытаний, проводимых западными державами.

В последний раз Кало выставилась в Мексике в 1953 году в галерее Лолы Альварес Браво, это была ее первая и единственная персональная выставка в Мексике. На мероприятие ее доставили в машине скорой помощи, а ее кровать с балдахином следовала за грузовиком. Кровать поставили в центр галереи, чтобы Кало могла лежать во время открытия.
События Арт-рынок Художники
Made on
Tilda