Коллекционирование искусства

Художница Фрида Кало

Фрида Кало в детстве стала жертвой насилия, потом еще — ДТП. Мастерство художника она оттачивала на больничной койке. Вырвавшись на свободу после долгого лечения, встретила Диего Риверу. Так началась ее новая жизнь с путешествиями и бурными романами, которым не мешал брачный союз.

Фрида Кало. Без надежды

Детство

Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон родилась в Койоакане, городке на окраине Мехико, в 1907 году. Ее отец, Вильгельм Кало, был немцем и переехал в Мексику в молодом возрасте, где остался на всю жизнь, стал управлять фотобизнесом семьи Кальдерон-и-Гонсалес — матери Кало. Мать Кало, Матильда Кальдерон-и-Гонсалес, наполовину испанка, наполовину мексиканка. Она воспитывала Фриду и трех ее сестер, придерживаясь строгих религиозных традиций. Две сводные сестры Фриды от первого брака ее отца выросли в монастыре. Койоакан был не только домом детства Кало, но и местом, куда она вернулась жить в 1939. Именно здесь открылся музей Фриды Кало.
Помимо ригидности, религиозного фанатизма и склонности к вспышкам матери, на Кало глубоко повлияли несколько других событий в детстве. В шесть лет Кало заболела полиомиелитом; длительное выздоровление изолировало ее от других детей. Фрида навсегда повредила ногу — это причина, по которой она всю жизнь хромала.


Отец, с которым Кало была очень близка, особенно после того, как стала инвалидом, записал ее в Немецкий колледж в Мехико, познакомил с трудами европейских философов, таких как Иоганн Вольфганг фон Гёте, Фридрих Шиллер и Артур Шопенгауэр. Сестры же Кало тем временем посещали монастырскую школу.

Фрида любила учиться, проявляла любознательность, была благодарна отцу за такую возможность, но несмотря на натянутые отношения с матерью, проявляла интерес и к религиозным традициям, которые та чтила.

Но не все складывалось гладко. Кало пережила ужасный опыт в немецкой школе, где она подверглась сексуальному насилию, поэтому была вынуждена уйти. В тот же год, когда с Фридой случилось несчастье, в стране прогремела Мексиканская революция. Министр образования изменил порядок обучения, и с 1922 года девочек стали принимать в Национальную подготовительную школу. Кало была одной из первых 35 принятых девочек. В школе она начала изучать медицину, ботанику и социальные науки, преуспела в учебе, очень заинтересовалась мексиканской культурой и политикой.

Фрида Кало. Воспоминание

Период профессионального становления

Когда Кало было 15 лет, Диего Ривера (уже известный на тот момент художник) работал над фреской «Сотворение мира» (1922) в амфитеатре ее школы. Увидев, как он работает, Кало испытала момент очарования, который она будет еще долго вспоминать. На профессиональное становление повлияла и подработка. Фриде нравилось помогать отцу в его фотостудии. Она обучалась рисованию у его друга, гравера Фернандо Фернандеса.

В свои 15 лет Кало также подружилась с диссидентской группой студентов, известной как «Качучас», которые привили молодой художнице бунтарский дух. Именно они поощряли ее интерес к литературе и политике. В 1923 году Кало влюбилась в одного из членов группы, Алехандро Гомеса Ариаса, и у них завязались романтические отношения, которые оборвались в 1928 году, когда случилась смертельная автобусная авария.

Кало получила множественные переломы по всему телу, ее матку пронзил металлический стержень. Кало провела один месяц в больнице неподвижно, в гипсовом корсете, а после этого еще много месяцев была прикована к постели дома. Во время своего долгого лечения она начала экспериментировать с небольшими автобиографическими портретами. Родители дома сделали Фриде специальный мольберт, подарили набор красок, а над головой поставили зеркало, чтобы она могла видеть свое отражение и делать автопортреты.

Фрида Кало. Корни

Кало часами мучалась над экзистенциальными вопросами, вызванными травмой, чувствовала близость к смерти. Она много рисовала, перерисовывала фотографические портреты своего отца, которыми очень восхищалась, потом начала писать портреты своих сестер и школьных друзей. Кало хотела стать медицинским иллюстратором, объединить свой интерес к науке и искусству.

К 1927 году Кало поправилась: ей разрешили гулять. Она восстановила свои отношения с группой Cachuchas, которая к этому моменту еще больше погрузилась в политику. Фрида вступила в Коммунистическую партию Мексики (ПКМ), познакомилась с околопартийными художественными объединениями Мехико. Она подружилась с фотожурналисткой Тиной Модотти и кубинским революционером Хулио Антонио Мелла. В июне 1928 года на одной из многочисленных вечеринок Модотти Кало была лично представлена Диего Ривере, который уже был одним из самых известных художников Мексики и очень влиятельным членом ПКМ. Вскоре после этого Кало смело попросила его взглянуть на один из ее портретов и сказать, получится ли из нее художник. Ривера был крайне впечатлен честностью и оригинальностью ее работ, подтвердил: да, талант есть.

Фрида Кало. Две Фриды

Но этим их знакомство не закончилось. Несмотря на то, что Ривера уже дважды был женат и, как оказалось, славился ненасытной любовь к женщинам, у них быстро завязались романтические отношения. Ривера и Кало поженились в 1929 году.
Мать Кало открыто выражала свое недовольство браком, но потом смирилась. Отец же безоговорочно поддерживал Фриду и был счастлив, узнав, что у Риверы есть финансовые средства, чтобы помочь оплатить медицинские счета. Пара переехала в штат Морелос, там Кало полностью посвятила себя рисованию.

Пик популярности

К началу 1930-х годов Кало совершенствовалась в живописи: ее новые работы были преисполнены чувством мексиканской идентичности, интересом к мексиканскому модернизму и движению «Мексиканидада» во время распространения фашизма в Европе. Стремление Кало дистанцироваться от своих немецких корней проявилось в легком изменении звучания имени, в ее решении носить традиционный костюм Теуана.

Фрида Кало. Девочка с посмертной маской

В 1930-е Кало и Ривера переехали в США, успели пожить в Сан-Франциско, Детройте и Нью-Йорке. Ривера создавал различные фрески. Кало же завершила несколько своих хрестоматийных работ, в том числе «Фрида и Диего Ривера» (1931 г.) и «Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами» (1932 г.). В США Кало познакомилась и подружилась с Имоджен Каннингем, Анселем Адамсом и Эдвардом Уэстоном. В Сан-Франциско она встретила доктора Лео Элоэссера, хирурга, который до самой ее смерти оставался ее ближайшим медицинским советником.

Вскоре после завершения фрески, которую Ривера сделал для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке (1933), пара вернулась в Мексику, так как Кало тосковала по дому. Они поселились в новом доме в престижном районе Сан-Анхель.

Дом Риверы и Кало отлиался планировочными особенностями: два отдельных корпуса соединялись мостом. Эта установка была уместной, поскольку отношения супругов трещали по швам. У Кало были неиссякаемые проблемы со здоровьем, в то время как у Риверы — роман с младшей сестрой Кало Кристиной, что по понятным причинам причиняло Кало больше боли, чем какие-либо другие измены мужа.

Фрида Кало. Автопортрет с обезьянками

Впрочем, и у самой Кало начались внебрачные связи. Вскоре после возвращения из Штатов она познакомилась с венгерским фотографом Николасом Мураем, который отдыхал в Мексике. У них начался роман, который длился 10 лет. Именно Мюрай считается фотографом, который лучше всех снимал Кало на камеру.

Хотя Кало на некоторое время съехала из дома из-за романа Риверы с ее сестрой, жила в собственной квартире вдали от Сан-Анхеля, некоторое время встречалась с японско-американским скульптором Исаму Ногучи, который стал ее другом на всю жизнь.
В 1936 году Кало присоединилась к Четвертому Интернационалу (коммунистическая организация) и часто возвращалась в свой отчий дом для встреч с художниками и активистами. В этом доме останавливался Лев Троцкий и его жена Наталья Седова, когда им предоставили политическое убежище в Мексике. В 1937 году Кало закрутила с Троцким роман. Стоит отметить, что Троцкий и его жена оставались жить у Фриды до середины 1939 года.

Фрида Кало. Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами Америки

Во время визита в Мехико в 1938 году один из основоположников сюрреализма Андре Бретон был очарован картиной Кало и написал своему другу арт-дилеру Жюльену Леви, тот сразу же пригласил Кало провести персональную выставку в своей галерее в Нью-Йорке.

На этот раз Кало поехала в Штаты без Риверы. Ее выставка произвела сенсацию в СМИ. Гостей галереи привлекли традиционные мексиканские мотивы в живописи. 

Кало провела несколько месяцев в Нью-Йорке, а затем в начале 1939 года отплыла в Париж, чтобы поучаствовать в выставке с сюрреалистами. Вернувшись в Нью-Йорк, она надеялась продолжить свой роман с Мураем, но он разорвал отношения. Кало вернулась в Мехико, Ривера потребовал развода.

Фрида Кало. Четыре жителя Мексики

Поздний период

После развода Кало вернулась в свой родной город, начала работать над широкоформатными полотнами. В 1940 году Кало и Ривера снова поженились, и их отношения стали менее бурными, поскольку здоровье Кало ухудшилось. В период с 1940 по 1956 год художнице часто приходилось носить поддерживающие корсеты для спины. В 1941 году умер отец Кало, это усугубило ее депрессию. Она пыталась найти утешение, окружив себя животными и начав ухаживать за садом.

В 1940-е работы Кало обрели признание международных коллекционеров и были включены в несколько групповых выставок как в Соединенных Штатах, так и в Мексике. В 1943 году ее картины были показаны в галерее Пегги Гуггенхайм. Кало начала преподавать в школе живописи в Мехико.

Фрида Кало. Я и мои попугаи

В те же 1940-е Кало получила национальную премию за свою картину «Моисей», в 1947 картина «Две Фриды» была выкуплена Museo de Arte.

Болезнь Кало прогрессировала, операция по выпрямлению позвоночника не удалась. В 1950-е она была прикована к инвалидному креслу, но продолжала много рисовать, проявляла свою политическую активность и протестовала против ядерных испытаний, проводимых западными державами.

В последний раз Кало выставилась в Мексике в 1953 году в галерее Лолы Альварес Браво, это была ее первая и единственная персональная выставка в Мексике. На мероприятие ее доставили в машине скорой помощи, а ее кровать с балдахином следовала за грузовиком. Кровать поставили в центр галереи, чтобы Кало могла лежать во время открытия.
2022-05-14 20:33 События Арт-рынок Художники