Коллекционирование искусства

Художник Карл Брюллов

Петербургская Академия художеств, поездка в Италию, влюбленность в графиню Юлию Самойлову, работа над картиной «Последний день Помпеи» — рассказываем о жизни и творчестве Карла Брюллова.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи

Детство

Карл Брюллов родился в Петербурге 23 декабря 1799 года. Его отец, Павел Иванович, был академиком, занимался орнаментальной скульптурой. Все семеро детей в семье обладали художественными способностями. Сыновья — Иван, Павел, Александр, Федор и Карл — стали художниками. Широкая известность пришла именно к Карлу.

Набросок Карла Брюллова

В детстве он много болел, в течение семи лет почти не вставал с постели, страдал от золотухи. Павел Иванович учил Карла рисовать с ранних лет, а Карл проявлял большие способности. Как учитель отец был очень строг. Он мог даже оставить своего больного сына без завтрака только потому, что тот не выполнил задание по рисованию.

Период обучения

Когда Карлу исполнилось 10 лет, его приняли в Петербургскую Академию художеств. С самого начала учебы он выделялся среди сверстников ярким талантом и серьезной подготовкой, которую получил благодаря отцу. Карл страстно любил рисовать. Иногда он даже имитировал приступы золотухи, чтобы писать портреты друзей в лазарете.

Карл Брюллов. Нарцисс, смотрящий в воду

Учителями Брюллова в Академии были Алексей Егоров, Александр Иванов и Василий Шебуев. Картина «Нарцисс, смотрящий в воду» стала его первой признанной работой. В основе сюжета лежит греческий миф о красивом юноше, плененном собственным отражением в воде. В 1819 году за эту работу Брюллов был награжден золотой медалью второй степени. В 1821 получил Большую золотую медаль за картину «Явление трех ангелов Аврааму».

Карл Брюллов. Явление трех ангелов Аврааму

Брат

В 1819 году Брюллов поселился у своего брата Александра в мастерской. Он работал помощником Монферрана на строительстве знаменитого Исаакиевского собора. Брюллов в это время зарабатывал на жизнь портретами на заказ. Некоторые из его заказчиков вошли в Совет Общества поощрения художников. Карл Брюллов по их просьбе написал картины «Покаяние Полиника» и «Эдип и Антигона». За это его с братом отправили в четырехлетнюю пенсионерскую поездку в Италию.

Карл Брюллов. Эдип и Антигона

Поездка в Рим. Итальянский период

Карл Брюллов отправился в Рим вместе с Александром в 1822 году. Здесь братья изучали искусство мастеров эпохи Возрождения. Карл Павлович много времени уделял учебе, однако не отказывался и от светской жизни. В Италии Брюллов написал очень много картин. В произведениях «Итальянский полдень» и «Итальянское утро», созданных для отчета Обществу поощрения художников, он обратился к бытовым сценам — сбору винограда и утренней стирке, — а не к мифологическим или историческим сюжетам. Картину «Итальянское утро» оценил Николай I и подарил ее императрице.

Карл Брюллов

В итальянский период своего творчества Брюллов большое внимание уделял портретной живописи. Среди его работ следует отметить портрет графини Юлии Самойловой с арапчонком, созданный в 1832 году, музыканта Матвея Виельгорского и Джованины Паччини (той самой знаменитой «Всадницы»).

Карл Брюллов. Всадница

Возвращение в Россию

Вернувшись в Россию, художник создал в Москве несколько произведений более интимного характера. Среди них портреты Алексея Толстого, Антония Погорельского, Ивана Витали за работой. Несколько позже, уже живя в Петербурге, Карл Павлович написал портреты Ивана Крылова (в 1841 г.) и Василия Жуковского (в 1838 г.). Примечательно, что последнюю работу он выполнил специально для лотереи, которая была организована для сбора средств на освобождение Тараса Шевченко из крепостных.

Встреча с Юлией Самойловой. Новая поездка в Италию

На одном из приемов в 1827 году художник познакомился с Самойловой Юлией Павловной. Графиня стала для Карла Павловича любовью жизни, ближайшим другом и художественным идеалом. Вместе с ней он отправился в Италию к руинам городов Геркуланум и Помпеи, разрушенного в 79 г. н.э. из-за извержения вулкана. Вдохновленный описанием этой трагедии римским писателем Плинием Младшим, Брюллов решил сделать это событие темой следующего произведения. Художник три года собирал материал на раскопках и в археологических музеях. Он стремился к тому, чтобы каждый предмет на полотне соответствовал той эпохе.

Карл Брюллов. Портрет Юлии Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком

«Последний день Помпеи»

Шесть лет продолжалась работа над картиной под названием «Последний день Помпеи». В процессе его создания Брюллов делал множество зарисовок и этюдов, а также несколько раз менял композицию. Когда картина была представлена публике в 1833 году), то вызвала настоящий взрыв восторга. До этого ни одно произведение, относящееся к русской живописной школе, не удостоилось такой славы в Европе. На выставках в Париже и Милане в 1834 году успех был ошеломляющим. Брюллов стал почетным членом сразу нескольких художественных академий в Италии, а во французской столице был награжден Золотой медалью.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи

Чем можно объяснить успех этой картины? Не только удачный сюжет, который соответствовал романтическому сознанию представителей той далекой эпохи, но и то, как автор разделил толпу умирающих людей на группы. Каждая из этих групп иллюстрирует определенный аффект — жадность, отчаяние, самопожертвование, любовь. Сила стихии, которая представлена на картине, разрушает все вокруг, нарушает гармонию бытия. У современников художника она вызывала мысли о несбывшихся надеждах, кризисе иллюзий. Это полотно принесло Брюллову всемирную известность. Анатолий Демидов, заказчик картины, подарил ее Николаю I.

Экспедиция и ее плоды

Брюллову было трудно создать что-то превосходящее «Последний день Помпеи». После написания картины он впал в творческий кризис, взялся одновременно за несколько работ, но ни одну из них не закончил.

Карл Брюллов. Бахчисарайский фонтан

В мае 1835 года художник отправился в экспедицию Владимира Петровича Орлова-Давыдова в Турцию и Грецию. С отрядом «Фемистокл» он прибыл из Афин в Константинополь. Командиром этого корабля был Владимир Алексеевич Корнилов. Его портрет, созданный в 1835 году, — одна из лучших акварелей, которыми отмечена биография Карла Брюллова. Его последующие работы были вдохновлены экспедицией и позже пополнились целой серией акварелей, живописных и графических рисунков. Среди них следует отметить работы «Раненый грек», «Турок, верхом на коне», «Турок», картины «Бахчисарайский фонтан», «Сладкие воды близ Константинополя» и «Царьградская гавань».

Карл Брюллов. Сладкие воды близ Константинополя

Одесса

Осенью 1835 года Брюллов был вынужден вернуться в Российскую империю по приказу царя. Первым из городов, куда он приехал, была Одесса. Жители города устроили художнику торжественный прием. Одесский генерал-губернатор Михаил Семенович Воронцов стал прилагать усилия для продления его пребывания в этом городе. Однако самому художнику не хотелось задерживаться в этих краях.

Как Брюллов защищал свою независимость

25 декабря Брюллов прибыл в Москву. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным стало важным событием его биографии. После приезда в Петербург император потребовал от Карла Павловича написать портреты членов императорской семьи. Однако он всегда находил причины не выполнять работу. Придворные были поражены дерзостью, с которой художник обращался с высокопоставленными чиновниками. Брюллов отстаивал творческую независимость, ему удавалось заставить всех уважать себя.

Карл Брюллов

Преподавательская деятельность

В1836 году Карл Брюллов начал работать в Петербургской Академии художеств профессором, обучать молодых художников. Он создал целую школу, в которую вошли его последователи. Многие известные мастера выросли под влиянием Карла Павловича. За период работы в Академии он создал около 80 новых портретов. Портреты Василия Алексеевича Перовского, сестер Шишмарёвых, Кукольникова, оперной певицы Анны Яковлевны Петровой-Воробьевой относятся к самым известным произведениям Брюллова 30-х годов. Кроме того, Брюлов участвовал в росписи Исаккиевского собора.

Карл Брюллов

Личная жизнь

Следует отметить, что во второй половине 1830-х годов Карл Павлович Брюллов был очень одинок. Юлия Самойлова в это время находилась за границей. Карл Павлович в возрасте сорока лет познакомился с Эмили Тимм, одаренной пианисткой. Отцом этой девочки был рижский бургомистр. У Эмилии, надо сказать, было тяжелое прошлое. Она честно призналась художнику в связи с собственным отцом. Однако жалость и любовь ослепили Брюллова. Он надеялся, что чувства преодолеют все. Состоялась свадьба. Однако уже через два месяца, пережив претензии отца своей избранницы и публичный скандал, он расстался с Эмилией. Графиня Самойлова вскоре вернулась в Россию. В 1841 году художник создал ее парадный портрет.

Карл Брюллов. Осада Пскова

Последние годы жизни

В 1847 году из-за ревматизма, сильной простуды и болезни сердца художник был прикован к постели. Однако и в этот период он продолжал работать. Написал автопортрет.

По совету врачей в апреле 1849 года Брюллов навсегда покинул Россию. Лечение на острове Мадейра не принесло ему облегчения. Но там создал несколько портретов. Самым известным среди них является изображение Микеланджело Ланчи, датируемое 1851 годом.

Карл Брюллов

Весной следующего года он переехал в Маршано, недалеко от Рима. Там и умер. Его мастерская была заполнена этюдами, изображающими сцены из итальянского народного быта.


2022-08-11 19:08 Художники