Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Художник Жан-Мишель Баския

Баския свободно говорил на трех языках, сотрудничал с Энди Уорхолом, выставлялся в самых престижных галереях Нью-Йорка. Но его жизнь оборвалась в возрасте 27 лет. Рассказываем, что этому предшествовало.



Детство

Жан-Мишель Баския родился в Бруклине в 1960 году. Его мать, Матильда Андрадас, всю жизнь прожила в Нью-Йорке, отец, Жерар Баския, был иммигрантом из Порт-о-Пренса, Гаити. Жан-Мишель свободно говорил на трех языках: французском, испанском, английском. Читал французскую символистскую поэзию на языке оригинала.

Баския проявил талант к искусству в раннем детстве, научился рисовать при поддержке своей матери, для поделок часто использовал подручные материалы, которые приносил домой с работы отец-бухгалтер. Мать постоянно водила Баския в музеи Нью-Йорка на выставки. К шести годам Жан-Мишель был зачислен на детскую стажировку в Бруклинский музей. Еще он был увлеченным спортсменом, участвовал в соревнованиях по легкой атлетике в школе.



В возрасте 8 лет Баския сбила машина, ему сделали операцию по удалению селезенки. Это событие привело его к чтению знаменитого медицинского трактата «Анатомия Грея», который ему дала мать. Биомеханические образы этого трактата, комиксы и карикатуры позже станут источником вдохновения для его знаменитых «граффити на полотнах».

После развода родителей Баския остался с отцом, его мать была признана непригодной для ухода за ним из-за проблем с психическим здоровьем. Ссылаясь на физическое и эмоциональное насилие, Баския в конце концов сбежал из дома и был усыновлен семьей друга. Время от времени он посещал школу в Нью-Йорке и Пуэрто-Рико, куда его отец пытался перевезти семью в 1974 году, но в возрасте 17 лет бросил учебу.



Период обучения

Баския говорил: «Я никогда не ходил в художественную школу. Я провалил экзамены на художественных курсах, которые посещал в школе. Я узнавал об искусстве, глядя на него в музеях и на выставках».

Искусство Баскии отсылает к граффити Нью-Йорка 1970-х годов. Во время участия в проекте группы Верхнего Вест-Сайда под названием «Театр семейной жизни» он разработал персонажа SAMO (аббревиатура «То же старое дерьмо») — человека, который пытался продать публике фальшивую религию.

В 1976 году он и его друг-художник Эл Диаз начали разрисовывать баллончиком здания в Нижнем Манхэттене под этим же псевдонимом — SAMO. Материалы художников в основном несли анти-истеблишмент, то есть антирелигиозный и антиполитический посыл. Их настенные сообщения часто сопровождались символами, которые позже Баския использовал в своих сольных работах, например, трехконечной короной.



Муралы SAMO быстро привлекли внимание контркультурной прессы, в первую очередь Village Voice — издания, рассказывающего об искусстве, культуре и музыке, которые выходили за рамки мейнстрима.

Когда у Баскии и Диаза возникли разногласия, и они решили прекратить совместную работу, Баския закончил проект кратким муралом: SAMO МЕРТВ. Мурал появился на фасадах нескольких художественных галерей Сохо и зданий в центре города в 1980 году. Приняв к сведению заявление, один из друзей Баския, художник Кит Харинг, устроил имитацию поминок в честь SAMO в Club 57, подпольном ночном клубе в Ист-Виллидж.

В этот период Баския был бездомным, ночевал у друзей или скамейках в парке, зарабатывал на жизнь попрошайничеством, торговлей наркотиками и продажей раскрашенных вручную открыток и футболок. При этом он часто посещал клубы в центре города — Mudd Club и Club 57. Эти клубы были трендовыми местами встречи нового поколения визуальных художников и музыкантов, включая Кита Харинга, Кенни Шарфа, кинорежиссеров Джима Джармуша и Энн Магнуссон, которые стали друзьями и время от времени сотрудничали с Баския.



Благодаря тусовке Баския стал ключевой фигурой в новом художественном движении в центре города. Он засветился в качестве ди-джея в ночном клубе в музыкальном клипе Blondie Rapture, укрепив свою репутацию приверженца «новой волны» музыки, искусства и кино, зарождающейся в Нижнем Ист-Сайде. Выступил с группой Grey. В конце 1970-х Баския начал проводить время с художниками-граффитистами в Бронксе и Гарлеме.

После того, как работы Баския попали на Таймс-сквер в июне 1980 года, его авторитет в арт-комьюнити поднялся, и в 1982 году галерея Annina Nosei в Сохо представила его первую персональную выставку. Статья Рене Рикара на Artforum «Сияющий ребенок» в декабре 1981 года укрепила положение Баскии как восходящей звезды в мире искусства, подогрела интерес к граффити в пригороде и панк-сценам в центре.


Путь Баскии к широкому признанию совпал с приходом в Нью-Йорк немецкого неоэкспрессионистского движения, которое обеспечило благоприятный фон для его собственного уличного экспрессионизма. Баския начал регулярно выставляться вместе с такими художниками, как Джулиан Шнабель и Давид Салле, каждый из которых в той или иной степени выступал против недавнего господства концептуализма и минимализма в истории искусства. Образы африканской диаспоры и классической Америки слились в работах Баския того времени, некоторые из них были представлены в престижной галерее Мэри Бун на его персональных выставках в середине 1980-х годов. Позже Баския был представлен арт-дилеру и галеристу Ларри Гагосяну в Лос-Анджелесе.

Пик карьеры

1982 год стал знаменательным для Баскии. Он открыл шесть персональных выставок в городах по всему миру и стал самым молодым художником, когда-либо включенным в Documenta, престижный международный фестиваль современного искусства, который проводится каждые пять лет в Касселе. За это время Баския создал около 200 произведений искусства и разработал фирменный лейтмотив: фигуру черного оракула в короне.

Еще одна эпическая фигура — западноафриканский гриот — также широко представлена в творчестве Баскии. Гриота Баския обычно изображал с гримасой и прищуренными глазами, устремленными на зрителя.


Баския писал портреты легендарного джазового музыканта Диззи Гиллеспи, боксеров Шугара Рэя Робинсона и Мухаммеда Али. Они отражали сущность, а не физическое подобие персонажей.

Баския подружился с Энди Уорхолом, с которым сотрудничал при создании серии «Десять боксерских груш» (1985-86). Сначала рисовал Уорхол, а затем Баския наслаивал свои работы. В 1985 году в статье New York Times Magazine Баския был объявлен самым перспективным молодым американским художником 1980-х годов. После этой статьи в арт-комьюнити начали распускать слухи, будто Уорхол использовал молодого и модного художника, чтобы оставаться в тренде в Ист-Виллидж. Сотрудничество не было хорошо воспринято ни публикой, ни критиками.

Возможно, в результате вновь обретенной славы и коммерческого давления Баския пристрастился как наркотикам. Несколько друзей связали эту зависимость со стрессом. Баския умер от передозировки в своей квартире в 1988 году в возрасте 27 лет.
Художники
Made on
Tilda