Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Фотограф Ричард Аведон

Ричард Аведон балансировал между фэшн-фотографией и портретной съемкой во время трагических событий. Работал с Harper's Bazar и Vogue, при этом успевал создавать некоммерческие произведения, на которых запечатлены участники антивоенных акций и пациенты психиатрической клиники. Рассказываем о его пути.



Детство

Ричард Аведон родился в Нью-Йорке русско-еврейской семье. Его знакомство с модой и фотографией началось в раннем возрасте: отец владел магазином женской одежды на Пятой авеню, куда каждый месяц приезжали представители модных журналов, таких как Harper's Bazaar, Vanity Fair и Vogue.

Вот что сам Аведон говорил о своем детстве: «Однажды вечером мы с отцом шли по Пятой авеню, рассматривая витрины магазинов. Перед отелем Plaza я увидел лысого мужчину с с камерой, которому позировала очень красивая женщина. Он поднял голову, — вспоминал Аведон, — немного поправил ее платье и сделал несколько фотографий. Позже я увидел снимок в Harper's Bazaar и сохранил его». В молодости Аведон собирал фотографиями с образами, передающими величие высокой моды.



А потом, вооружившись камерой Kodak Box Brownie, начал фотографировать младшую сестру Луизу, свою первую модель. К сожалению, в подростковом возрасте у Луизы были проблемы с психическим здоровьем; в конце концов ее отправили лечение с диагнозом шизофрения.

В возрасте двенадцати лет начал писать стихи и редактировать школьный художественный журнал вместе с будущим писателем Джеймсом Болдуином. Одержал победу в общегородском конкурсе поэзии для старшеклассников.

После школы Аведон поступил в Колумбийский университет, где изучал поэзию и философию. Однако через год он бросил учебу, чтобы присоединиться к торговому флоту США, где служил помощником фотографа, делал портреты моряков для удостоверений личности на свою собственную камеру с двумя объективами Rolleiflex.
После 1944 года Аведон работал фотографом в журнале MM The Helm, который опубликовал несколько его портретов моряков. «Моя работа заключалась в том, чтобы идентифицировать фотографии. Я, должно быть, сфотографировал сто тысяч лиц, прежде чем мне пришло в голову, что я становлюсь фотографом», — вспоминал Аведон.



Ранний период

После окончания Второй мировой войны Аведон вернулся домой с планами стать профессиональным фотографом. Включив некоторые из своих фотографий, опубликованных в The Helm, в портфолио, он убедил арт-директора Harper's Bazaar Алексея Бродовича дать шанс учиться фотографии в его Лаборатории дизайна Новой школы социальных исследований. Бродович убедил Аведона в том, что фотографу важно привносить свежие идеи, даже если съемка коммерческая. Отношения наставника и ученика переросли в продолжительную дружбу.

Аведон женился на модели и актрисе Доу Ноуэлл, а в 1945 году открыл собственную фотостудию. Бродович нанял его в Harper's Bazaar. В том же году две его фотографии были опубликованы в журнале Junior Bazaar, это положило начало долгой и чрезвычайно успешной карьере в фэшн-фотографии.



Ранняя карьера Аведона совпала с рассветом уличной фотографии и изобретением 35-милиметровой камеры. В то время росла популярность Анри Картье-Брессона. Аведон использовал некоторые из его основных техник уличной фотографии в работах для Harper's Bazaar, которые отличал эффект спонтанности.

Когда Кристиан Диор произвел революцию в высокой моде в 1947 году, Аведона пригласили с редактором Harper's Bazaar, Кармель Сноу, в Париж, на съемки второго столь же новаторского показа кутюрье. Аведон вспоминал, как нервничал, когда получил это задание. Перспектива общения со знаменитыми моделями приводила его в ужас. Он объяснил это так: «Я не мог смотреть в глаза тем необыкновенным женщинам. Но я фотографировал все, что мне нравилось».

Аведон сделал замечательную фотосессию на парижской площади, его свободный дух произвел революцию в области фэшн-фотографии. Женщины оживали на его снимках, когда они общались с мужчинами на улице, разговаривали с уличными артистами, сидели в кафе... Фотографии, сделанные в Париже в 1947-49 годах, поставили Аведона в один ряд с самими влиятельными представителями нью-йоркской фэшн-фотографии.



В 1949 году журнал Life поручил Аведону сделать серию фотографий, отражающих повседневную жизнь Нью-Йорка; за эту серию он получил аванс в размере 25 000 долларов. Аведон рассматривал задание как возможность поэкспериментировать с иным жанром, который ближе к репортажу, чем коммерческой работе, к которой он привык. Но сделав сотни фотографий, пришел к выводу, что у него другое призвание и вернул аванс. Негативы Аведон хранил вплоть до 1992 года.

В 1949 Аведон развелся, а в 1951 женился на Эвелин Франклин. Но по иронии судьбы, в 1957 году сняли фильм «Забавная мордашка» (1957): в основу сюжета легла история его первого брака. Фред Астер исполнил роль модного фотографа (Аведона), а Одри Хепберн — модели (Доу). Самого Аведона наняли в качестве консультанта для фильма, многие из его фотографий можно увидеть в кадре.



Пик карьеры

Аведон был в первую очередь фотографом-портретистом, в объектив его камеры попадали разные герои: от членов организации «Дочери американской революции» до легенд кино, таких как Мэрилин Монро, Бриджит Бардо, Бастер Китон, Чарли Чаплин, Одри Хепберн, а позже и Брук Шилдс. Он был фотографом и другом Пабло Пикассо, Джорджии О'Киф, Фрэнка Ллойда Райта и Энди Уорхола.

Для первой книги Аведона «Наблюдения», опубликованной в 1959 году, известный американский писатель Трумэн Капоте написал эссе, и на его страницах изображены лица многих известных и важных людей. Говорят, что вскоре после публикации книги Дайан Арбус написала: «Каждый, кто входил в студию Аведона, становился звездой».



В начале 1960-х между Аведоном и Марвином Исраэлем, графическим дизайнером из Нью-Йорка, установились тесные рабочие отношения. В 1964 году дуэт опубликовал вторую книгу Аведона «Ничего личного». Это один из самых авантюрных проектов фотографа: портреты созданы на юге Америки во время демонстраций за гражданские права. На них и расисты, и борцы против неравенства в США. В книге присутствуют «Черные пантеры», американские солдаты, пациенты, лечащиеся в больнице штата Луизиана. Его образы, запечатленные в больнице, одновременно острые и шокирующие, раскрывающие ужасные условия, в которых в то время содержались люди с психическими заболеваниями.

Аведон вернулся в Harper's Bazaar в качестве приглашенного редактора для апрельского номера, но в 1965 году прекратил сотрудничество с журналом, поскольку столкнулся с бурей критики по поводу своего сотрудничества с темнокожими моделями. Он перешел Vogue, с которым подписал беспрецедентный контракт на 1 миллион долларов. В Vogue Аведон работал следующие двадцать лет.



В 1969 году Аведон выпустил серию портретов группы антивоенных активистов «Чикагской семерки», которым федеральное правительство предъявило обвинения в заговоре и других предполагаемых преступлениях в связи с протестами против войны во Вьетнаме. В 1971 году Аведон поехал во Вьетнам в качестве военного корреспондента США, а до этого принял участие в антивоенной демонстрации у здания Капитолия США, за что был арестован и заключен в тюрьму за гражданское неповиновение.



Годом ранее, 1 сентября 1973 года, отец Аведона умер. Аведон часто фотографировал его и в конечном итоге выпустил серию, представленную в книге и на кратковременной выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1974 году.

В 1974 году у Аведона диагностировали перикардит — воспаление слизистой оболочки сердца. После выписки из больницы он поставил больничную койку в своей нью-йоркской студии.
Художники Стиль
Made on
Tilda