![](https://static.tildacdn.com/tild6662-3339-4636-a631-613662366232/BR_138.jpg)
Детство в Румынии
Брассай, или Дьюла Халас родился в Румынии. Его мать, Матильда Верзар, была католичкой армянского происхождения, а отец — венгерским интеллектуалом, нанявший для воспитания детей учителя французской литературы.
![](https://static.tildacdn.com/tild3836-6239-4333-b932-666632363563/Brassai-2.jpg)
Одним из ярких детских воспоминаний Дьюлы была жизнь в Париже во время творческого отпуска отца: «На Марсовом поле я увидел Буффало Билла и его гигантский цирк с ковбоями, индейцами, буйволами и венгерскими чикосами. В Театре дю Шатле я был поражен фантастическим спектаклем под названием «Том Питт». А еще я присутствовал на церемонии приветствия Альфонсо XIII в Париже». По возвращении семьи в Брассо Дьюла пошел в школу.
![](https://static.tildacdn.com/tild3338-3436-4336-b933-383634306139/W1siZiIsIjE4NjY2OCJd.jpg)
I Мировая война. Берлин
Когда разразилась Первая мировая война, Дьюле было 15 лет. Поскольку Румыния вступила в конфликт с Германией и Австро-Венгрией, семья Халас бежала из Брассо, как только румынские войска перешли трансильванскую границу. Они на время поселились в Будапеште, где Дьюла закончил школу, а позже получил высшее образование. Осенью 1917 года Дьюла присоединился к австро-венгерскому кавалерийскому полку, но не участвовал в боях из-за растяжения колена.
![](https://static.tildacdn.com/tild3636-3464-4763-a339-356436613237/Brassai-13.jpg)
После освобождения от военной службы Дьюла начал изучать живопись и скульптуру в Венгерской академии изящных искусств в Будапеште. Он делил квартиру со своим наставником Яношем Маттисом-Тойчем. Маттис-Тойч был связан с группой авангардистов, и благодаря дружбе с ним Дьюла быстро влился в будапештское арт-сообщество.
![](https://static.tildacdn.com/tild3539-3037-4537-a161-393233366530/p-4-e1532882690740.jpeg)
Вскоре после подписания мирного соглашения в ноябре 1918 года Дьюла присоединился к венгерской Красной армии. Он воевал на стороне Венгерской советской республики — государства, просуществовавшего всего 133 дня. Когда консервативный режим сменил коммунистическое правительство, Дьюла бежал из Будапешта в Берлин. Там он начал работать журналистом в венгерских газетах «Келети» и «Напкелет», посещать Академию изящных искусств, подружился с известными венгерскими художниками и писателями: Лайошем Тихани, Берталаном Пором, Дьёрдь Белёни и другими. По окончании первого семестра Дьюла решил бросить учебу и покинуть Берлин.
![](https://static.tildacdn.com/tild6437-3337-4762-b833-336462383564/brassai5.jpg)
Париж
К 1924 году Монпарнас стал центром притяжения авангардистов. По прибытии в Париж Дьюла первым делом разыскал берлинских знакомых, освежил свой французский, читая Пруста, и устроился на работу журналистом. Иногда он иллюстрировал свои интервью и статьи карикатурами или фотографиями, которые он находил на барахолках или в книжных лавках на Сене.
![](https://static.tildacdn.com/tild6138-6339-4135-b638-373430646463/brassai-1194x.jpg)
Фотографические изображения пользовались большим спросом в бурно развивающейся издательской индустрии, и в декабре 1925 года Дьюла присоединился к немецкому фотоагентству Mauritius Verlag, а затем вместе с Андре Кертесом начал работать на еженедельный французский фотожурнал Люсьена Фогеля VU. Именно Кертес научил Дьюлу методам ночной фотографии.
К 1931 году фотографии Дьюлы стали регулярно появляться в журналах Paris Magazine, Pour lire à deux и Scandale, а также в еженедельниках Vu, Voilá и Regards. Дьюла смог продать права на воспроизведение своих фотографий другим издателям, и это обеспечило ему достаточный доход, чтобы пережить годы депрессии. Однако он по-прежнему лелеял мечту стать художником.
![](https://static.tildacdn.com/tild3535-3731-4962-a235-366637316165/21-Most-famous-photo.jpg)
Дьюла часто использовал псевдонимы. Брассай, производное от названия его родного города, выбрал для подписи своих фотографий.
Как и его отец, Дьюла, с его любовью к Парижу и французской культуры, быстро влился в высшее общество, кстати, не без помощи любовницы мадам Делоне-Бельвиль. Помимо мадам Делоне-Бельвиль , на Монпарнасе Дьюла посещал Жозефину Бейкер и ее Revue Négre, послуживший источником вдохновения для искусства.
![](https://static.tildacdn.com/tild6634-6166-4365-b361-613338393463/000000-BrassaiLanuit.jpg)
Фотографическая карьера Дьюла резко пошла вверх после того, как он показал 100 отпечатков редактору Карло Риму и издателю журнала VU Люсьену Фогелю. Именно Фогель посоветовал Брассаю показать 20 ночных фотографий его издателю Шарлю Пеньо. В итоге Брассай подписал контракт с Peignot на фотокнигу Paris de nuit («Ночной Париж»). Книга была выпущена 2 декабря 1932 года, и с тех пор Дьюла стал известен миру фотографии как Брассай.
Брассай
Брассай вращался в кругах известных парижских художников, общался с Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Жаком Преверой и Жаном Жене. Успех «Ночного Парижа» принес ему контракты на новые книги и рекламные заказы. Он фотографировал Оскара Кокошку, Жоржа Брака, Андре Дерен. Гонорары от этих портретов увеличивали его регулярный доход.
![](https://static.tildacdn.com/tild3031-3933-4336-a666-633035623831/brassai-3.jpg)
Искусствовед греческого происхождения Эфстратиос Элефтериадес пригласил Брассая сфотографировать студии Пабло Пикассо на улице Ла Боэти и в Буагелупе, недалеко от Парижа. Эта серия фотографий появилась в роскошном художественном журнале Minotaure молодого швейцарского издателя Альберта Скиры. В издательстве Брассай познакомился с Ман Рэем и другими светилами сюрреализма. включая Сальвадора Дали, Поля Элюара и Андре Бретона.
![](https://static.tildacdn.com/tild3564-3166-4032-b239-663362613962/Brassai_gyula_halasz.jpg)
В 1935 году Брассай продолжил «Ночной Париж» публикацией своей второй иллюстрированной книги Voluptés de Paris («Удовольствия Парижа»). Книга посвящена уличным проституткам и веселым балам. Однако, к большому сожалению Брассая, текст, одобренный издателем, побуждал читателей к вуайеризму. Брассай сразу же отказался от книги, но извлек из опыта урок: впредь он настаивал на контроле над всеми аспектами выпуска будущих книжных изданий.
К середине тридцатых годов Брассай приобрел международную известность и решил сосредоточиться на высшем обществе. Он публиковал изображения в ежемесячных изданиях по искусству и культуре, включая Liliput и Coronet, а с 1935 года — в престижном американском журнале Harper's Bazaar.
![](https://static.tildacdn.com/tild3166-3132-4332-a532-386635343131/image.jpg)
Вторжение Германии во Францию летом 1940 года сорвало планы Брассая уйти от коммерческой фотосъемки и посвятить себя искусству. Он оставался в Париже на время оккупации. Ему пришлось добыть фальшивые румынские документы, в то время как его единственным средством дохода оказался тайный заказ 1943 года от Пикассо — сфотографировать скульптуры для книги.
![](https://static.tildacdn.com/tild3437-3066-4466-b739-393638666134/066-brassai-theredli.jpg)
Брассай продолжал свою фотографическую практику на протяжении сороковых годов, но это больше не было его единственной работой. Пикассо помог Брассаю организовать выставку рисунков в престижной галерее Реноу & Колле в июне 1945 года. В следующем году те же рисунки Брассая были опубликованы в издании под названием Trente dessins («Тридцать рисунков») со стихами Жака Превера.
![](https://static.tildacdn.com/tild6464-3264-4762-b165-643561373336/f07e1a4d-0001-0004-0.jpg)
К концу сороковых Брассай женился на Жильберте-Мерседес Бойер, которая была на двадцать лет моложе его, и получил французское гражданство. В послевоенное время вернулся в Harper's Bazaar, за щедрые гонорары которого путешествовал по всему миру. В конце 1950-х Брассай купил Leica и впервые сделал цветную фотографию. А потом увлекся граффити. Его фотографии были опубликованы в новой фотокниге под названием «Граффити» в 1961 году. А еще Брассай опубликовал свои мемуары «Беседы с Пикассо» в 1964 году. Пикассо эти мемуары одобрил и сказал так: «Если вы действительно хотите узнать меня, прочитайте эту книгу».