Наталия Гончарова "Мытье холста" (1910), собрание ГТГ
Детство
Наталья Гончарова родилась в городе Нагаево Тульской области в благородной семье. Ее отец, Сергей Гончаров, работал архитектором и был потомком Александра Сергеевича Пушкина. Наталию была назвали в честь жены поэта. Мать Гончаровой, Екатерина Ильична Беляева родилась в семье музыкантов и известных музыкальных покровителей. В молодости Наталия жила в большом поместье своей бабушки за городом, это дало ей возможность полюбить деревенскую жизнь и природу. Няня часто водила ее в церковь, что привило ей духовность. Но несмотря на их благородное происхождение и значительные земельные владения, семья испытывала финансовые затруднения. В 1892 году, когда Гончаровой было десять лет, ее отец перевез семью в Москву в поисках новых возможностей заработка.
Наталия Гончарова "Натурщица на синем фоне" (1910)
Образование и ранняя практика
В 1901 году Гончарова поступила в Московский институт живописи, ваяния и зодчества по специальности скульптура. Учась у Павла Трубецкого, скульптора, находившегося под влиянием импрессионистов и, в частности, творчества Огюста Родена, она получила серебряную медаль за свою работу в 1903 году. Наталия познакомилась и полюбила Михаила Ларионова, однокурсника-художника, и начала учиться живописи с его поддержкой.
Наталия Гончарова "Соляные столпы" (1908)
Вокруг Гончаровой и Ларионова выросло живое и молодое художественное сообщество, в которое вошел Сергей Дягилев, искусствовед и меценат, основавший периодическое издание и художественное движение «Мир искусства». Публикации Дягилева воплощали эстетику авангарда того времени, он делал упор на творческую индивидуальность и интерес к модерну.
Дягилев собирал художников, музыкантов, режиссеров и танцоров для крупных выставок русского искусства, театральных фестивалей, которые устраивал в Париже и других городах Европы. Когда Гончарова и Ларионов представили работы в 1906 году на выставке «Мир искусства», Дягилев пригласил их на свой «Осенний салон» 1906 года в Париже. Так он положил начало профессиональным отношениям с обоими художниками, которые продлились всю жизнь.
Наталия Гончарова «Бог (десса) плодородия» (1909 - 1910)
Потом картины Гончарова были представлены на выставке «Золотое руно» 1908 года, там она познакомилась с живописью Поля Гогена, Анри Матисса, Поля Сезанна, Анри де Тулуз-Лотрека. Под влиянием французских художников она воодушевилась в своем стремлении объединить русские мотивы с техникой французов. Гончарова утверждала, что на ее профессиональное развитие больше всего повлияли французские современники. Но несмотря на стремительный успех, ее формальное обучение подошло к концу в 1909 году. Гончарова была исключена из Московского института за неуплату за обучение.
Профессиональное становление
В 1910 году Гончарова стала одним из основателей «Бубнового валета», первой в Москве выставочной группы русских художников-авангардистов. Большинство участников были исключены из консервативного Московского института живописи. В том же году состоялась первая персональная выставка Гончаровой, включавшая двадцать картин, которую пресса осудила за «отвратительную развратность». Полиция конфисковала две работы с обнаженной работой и картину «Бог (десса) плодородия». Гончарову судили за порнографию, но оправдали. В 1911 году она также начала выставляться с базирующимся в Германии международным коллективом Der Blaue Reiter, группой, известной тем, что слила духовность со свободой выражения.
Наталия Гончарова "Пустота" (1914), собрание ГТГ
Группа «Бубновый валет» распалась из-за конфликта между сторонниками западного искусства и сторонниками русской тематики, в том числе Гончаровой и Ларионовым. Для продвижения русской тематики пара создала новый творческий коллектив под названием «Ослиный хвост», в который вошли Марк Шагал и Казимир Малевич. Движимая огромной личной энергией и трудовой этикой, связанной с ее уважением к сельскому труду, Гончарова включила пятьдесят картин в групповую выставку 1912 года. Как писала впоследствии известная поэтесса Марина Цветаева: «У нее мужество игуменьи. Прямота черт и взглядов... Такова Гончарова с ее современностью, ее новаторством, ее успехом, ее славой, ее модой... Итог? Одним словом: талант и трудолюбие».
Наталия Гончарова "Евангелисты" (1911), собрание ГРМ
Глубокая духовность привела Гончарову к написанию икон, вдохновленных канонами Православной церкви. Она следовала традиционным иконописным практикам молитвы и поста, говорила: «Другие спорят — и спорят со мной, — что я не имею права писать иконы. Я достаточно твердо верю в Господа. Кто знает, кто верит и как? Я учусь поститься». Сохранилась цитата из ее письма другу: «Разве Господь не позволит мне нарисовать это?»
Религиозные образы Гончаровой вызвали дальнейшие споры. После выставки «Ослиный хвост» 1912 года церковь осудила как ее работу, так и ее этическое переосмысление; Гончарова подверглась осуждению за обращение к религиозным темам. А еще она была названа неоднозначной фигурой за то, что не замужем, но живет с мужчиной. К большому неудовольствию церкви, Гончарова часто носила мужскую одежду и иногда появлялась на публике топлесс с рисунками, нарисованными на груди.
Гончарова и Ларионов любили татуировки и появлялись на публике с раскрашенными телами, таким образом объединяли искусство и повседневную жизнь, делали вызов социальным ожиданиям. Они также читали странные лекции, на которых бросали в аудиторию кувшины с водой. Историк искусства Джон Боулт писал, что «в личных отношениях и поведении Гончарова пользовалась эдакой "лицензией", выдававшейся только актрисам и цыганам, и возможно, именно из-за этой сомнительной социальной репутации, а не из-за каких-либо очевидных инсинуаций в картинах, говорили, что она перешла «грань приличия».
Наталия Гончарова "Распятие"
В 1912 году неиссякаемый интерес к новым художественным стилям побудил пару присоединиться к «Гилее», литературной группе русских футуристов, которая развивалась независимо от итальянского футуризма, но делала упор на тот же литературный эксперимент. Вскоре после этого пара разработала концепцию лучизма, написав «Манифест» лучистов и футуристов в 1913 году. Гончарова и Ларионов описали его как «сумму лучей, исходящих от источника света, которые отражаются от предмета и попадают в поле нашего зрения».
Эксперименты Гончаровой с хендмейдами вызвали реакцию и привлекли к ней значительное внимание. После персональной выставки 1914 года, когда ей было всего 33 года, Гончарова стала, по выражению Дягилева, «самой известной из этих прогрессивных художниц... Молодежь и в Москве, и в Петербурге кланяется ей. Но самое смешное, что что они не просто подражают ей как художнице, они подражают и ее внешности. Это она сделала модным платье-рубашку - черно-белую, голубую и рыжую. Но это еще ничего. Она рисовала цветы на лице. И достаточно скоро и дворянство, и богема начали появляться с лошадьми, домами и слонами на щеках, шеях и лбах. Это не мешает ей быть важным художником».
Наталия Гончарова "Павлин под ярким солнцем"
Поздний период
Несмотря на глубокую любовь к родине, Гончарова и Ларионов в 1914 году переехали в Париж, где Гончарова расширила свою деятельность в театре и прославилась, прежде всего, своей сценографией. Дягилев, основавший знаменитый «Русский балет» в Париже, пригласил ее поработать над своей постановкой «Золотой петушок» по одноименной поэме Пушкина, и она начала путешествовать с труппой по Европе. После революции она с Ларионовым навсегда переехала в Париж. Хотя она горячо желала вернуться в Россию, сталинизм сделал это невозможным, как она сказала: «Я хочу на восток... но я оказалась на Западе, и в своем дневнике написала молитву святому Георгию: «Не позволишь ли ты нам вернуться?»
В 1920-х годах на картины Гончаровой большое влияние оказал ее сценический дизайн, и ее вдохновили путешествия, особенно в Испанию. Так она сказала: «Я люблю Испанию. Мне кажется, что из всех стран, которые я посетил, это единственная где есть какая-то скрытая энергия. Это очень близко к России». Дизайн одежды и дизайн интерьеров также стали заметной частью ее работы. Гончарову пригласили разработать линию модной одежды Мари Каттоли Myrbor, также она проявила себя в роли дизайнера интерьеров различных частных резиденций.
Наталия Гончарова "Весна. Белые испанки"
Смерть Дягилева в 1929 году принесла Гончаровой финансовые трудности. Хотя она продолжала заниматься дизайном, декорациями и иллюстрацией, ей не хватало навыков своего друга как промоутера и покровителя. Она вернулась к более ранним сценическим работам, переработав «Золотого петушка» в 1937 году и «Золушку» в 1938 году. Во время Второй мировой войны она путешествовала и работала над сценографией в балетных постановках в Южной Африке, а после войны жила между Лондоном и Парижем. В 1950-х годах, несмотря на то, что из-за тяжелого артрита приходилось привязывать кисть к руке, она продолжала рисовать и черпала вдохновение в текущих событиях. В середине-конце 1950-х годов Гончарова написала серию под названием «Открытый космос», вдохновленную российской космической программой. В 1951 году Ларионов перенес инсульт. Пара поженилась в 1955 году. Гончарова умерла в 1962 году после продолжительной борьбы с тяжелым ревматоидным артритом, Ларионов пережил ее всего на два года.
Наталия Гончарова "Космос"
Наследие Наталии Гончаровой и ее последователи
Лучистская и футуристская работа Гончаровой оказала влияние на многих ее русских современников, в том числе на Казимира Малевича и Владимира Татлина. В свою очередь, в России зародились два крупных новых направления в искусстве: супрематизм и конструктивизм. Фигуративные сцены, раздробленные Гончаровой и Лариновым на осколки, становились все более абстрактными, и в творчестве Малевича в качестве частных форм распознавались лишь геометрические пространства. Это привело к более широкому распространению волны абстрактных работ в России и Европе; Василий Кандинский, Пит Мондриан и Пауль Клее были среди новаторов, экспериментировавших с цветом и формой, а Гончарова знала и Кандинского, и Клее благодаря участию в Der Blaue Reiter.
В более поздние годы Гончарова была хорошо известна своими сценическими проектами и дизайном костюмов, на которые повлияли «Русские сезоны» Дягилева, оказавших большое влияние на театральные постановки. В XXI веке ее творчество снова поднялось на первый план, и сегодня Гончарова считается одной из самых ярких русских художниц.