Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Художник Джексон Поллок

Только не пишите в комментариях, что рисунки дресированного шимпанзе или 4-летнего ребенка лучше. Попробуйте понять художника, ступившего на путь абстрактного экспрессионизма. Рассказываем о его жизни до смертельного ДТП.

Джексон Поллок
Джексон Поллок

Ранний период

Пол Джексон Поллок родился в Вайоминге в 1912 году. Он был пятым сыном в семье ирландско-шотландского происхождения. Поллоку было всего десять месяцев, когда семья переехала в Сан-Диего. Когда Поллоку исполнилось девять лет, его отец не бросил семью, сам Джексон ушел из дома.

Джексон Поллок. The Mural
Джексон Поллок. The Mural

Поллок учился в Лос-Анджелесе. Там он подружился с Филипом Гастоном, который познакомил его с теософскими идеями, позже подогревшими интерес к сюрреализму и психоанализу.

В Нью-Йорке Поллок увлекся старыми мастерами, начал изучать фресковую живопись. Он позировал для фресок Бентона 1930–1931 годов. А в Новой школе социальных исследований познакомился с известным мексиканским художником-монументалистом Хосе Клементе Ороско.

Джексон Поллок. Pasiphae
Джексон Поллок. Pasiphae

В 1930-е Поллок был настолько беден, что ему приходилось работать уборщиком и воровать еду, чтобы выжить. Однако в 1932 году его пригласили принять участие в выставке в Бруклинском музее. Так началась его карьера.

Джексон Поллок
Джексон Поллок

В 1936 году Поллок присоединился к Экспериментальной мастерской Дэвида Альфаро Сикейроса, где научился использовать неортодоксальные методы рисования. Собственное полотно Поллока «На запад» является типичным для его стиля того времени.

Джексон Поллок. Guardians of the Secret
Джексон Поллок. Guardians of the Secret

Знакомство с Пегги Гуггенхайм

В 1936 году Поллок начал встречаться с Ленор («Ли») Краснер, а в 1945 году они поженились. Но Поллок злоупотреблял алкоголем, с 1939 года лечился, но видимо, без успеха. По ходу лечения Поллок погружался в юнгианский психоанализ. Его врач рекомендовал ему не только читать, но и больше рисовать, чтобы скорее выздороветь. Работы Поллока этого периода, такие как «Стражи мира» и «Тайна» вдохновлены творчеством Хуана Миро, Пабло Пикассо, Хосе Клементе Ороско.

Джексон Поллок. There Were Seven in Eight
Джексон Поллок. There Were Seven in Eight

Краснер была впечатлена работами Поллока и познакомила его со своим учителем Гансом Хофманном. Говорят, Хофманн рекомендовал Поллоку больше работать с натуры, на что он ответил: «Я не рисую природу, я и есть природа».

В 1943 году Поллок устроился смотрителем в Музее беспредметной живописи (позже музей Гуггенхайма), и именно там встретил Пегги Гуггенхайм, которая предложила ему выставить работы в ее новой галерее. После выставки они заключили контракт, и в 1943 году Пегги устроила первую персональную выставку Поллока. Критик Клемент Гринберг отметил, что Поллок впитал и даже превзошел мексиканскую настенную живопись, Пикассо и Миро.

Джексон Поллок. Sea Change
Джексон Поллок. Sea Change

Пегги Гуггенхайм заказала Поллоку картину для прихожей своей нью-йоркской квартиры. Так появилась «Фреска» 1943 года, которая сыграла важную роль в переходе Поллока к его зрелой технике. На деньги, полученные от Пегги, он и Краснер купили дом. Краснер надеялась, что удаленность от городской суеты и искушений даст им обоим прекрасную возможность заняться живописью в уединении и покое.

Новый метод. Живопись или перформанс?

То, как именно Поллок пришел к своей капельной технике, было предметом долгих и безрезультатных искусствоведческих споров. Он начал терять символическую образность своих ранних картин и искать абстрактные средства выражения. В 1945 году он написал картину «Восьмых было семеро», на которой не было ни одного узнаваемого образа. В 1947 Поллок совершил еще один стилистический кульбит и пришел к методу, который позволил синтезировать импрессионизм, сюрреализм и кубизм.

Джексон Поллок. Люцифер
Джексон Поллок. Люцифер

Этот метод критик Гарольд Розенберг назвал «живописью действия». Поллок редко касался кистью холста. Его больше волновал процесс, нежели результат. Занятия живописью станивились перформансом. «Нет случайностей, — сказал однажды Поллок, — как нет ни начала, ни конца. Иногда я теряю картину, но я не боюсь изменений, разрушения образа, потому что картина живет своей собственной жизнью».

Джексон Поллок. Война
Джексон Поллок. Война

В 1950 году в MoMA прошла первая персональная выставка Поллока, а Альфред Х. Барр-младший выбрал его для участия в Венецианской биеннале. После биеннале Поллок снова запил.

Летом 1956 года Краснер отправился в путешествие по Европе, чтобы немного отдалиться от Поллока. Вскоре после этого у художника завязались отношения с 25-летней Рут Клигман, с которой познакомился в баре. В ночь на 11 августа 1956 года Поллок, будучи в состоянии опьянения, сел за руль. Вместе с ним ехала Клигман и ее подруга Эдит Мецгер. Поллок не справился с управлением, погиб в ДТП вместе с Мецгер. Клигман получила тяжелые ранения.
Художники
Made on
Tilda