Джексон Поллок
Ранний период
Пол Джексон Поллок родился в Вайоминге в 1912 году. Он был пятым сыном в семье ирландско-шотландского происхождения. Поллоку было всего десять месяцев, когда семья переехала в Сан-Диего. Когда Поллоку исполнилось девять лет, его отец не бросил семью, сам Джексон ушел из дома.
Джексон Поллок. The Mural
Поллок учился в Лос-Анджелесе. Там он подружился с Филипом Гастоном, который познакомил его с теософскими идеями, позже подогревшими интерес к сюрреализму и психоанализу.
В Нью-Йорке Поллок увлекся старыми мастерами, начал изучать фресковую живопись. Он позировал для фресок Бентона 1930–1931 годов. А в Новой школе социальных исследований познакомился с известным мексиканским художником-монументалистом Хосе Клементе Ороско.
Джексон Поллок. Pasiphae
В 1930-е Поллок был настолько беден, что ему приходилось работать уборщиком и воровать еду, чтобы выжить. Однако в 1932 году его пригласили принять участие в выставке в Бруклинском музее. Так началась его карьера.
Джексон Поллок
В 1936 году Поллок присоединился к Экспериментальной мастерской Дэвида Альфаро Сикейроса, где научился использовать неортодоксальные методы рисования. Собственное полотно Поллока «На запад» является типичным для его стиля того времени.
Джексон Поллок. Guardians of the Secret
Знакомство с Пегги Гуггенхайм
В 1936 году Поллок начал встречаться с Ленор («Ли») Краснер, а в 1945 году они поженились. Но Поллок злоупотреблял алкоголем, с 1939 года лечился, но видимо, без успеха. По ходу лечения Поллок погружался в юнгианский психоанализ. Его врач рекомендовал ему не только читать, но и больше рисовать, чтобы скорее выздороветь. Работы Поллока этого периода, такие как «Стражи мира» и «Тайна» вдохновлены творчеством Хуана Миро, Пабло Пикассо, Хосе Клементе Ороско.
Джексон Поллок. There Were Seven in Eight
Краснер была впечатлена работами Поллока и познакомила его со своим учителем Гансом Хофманном. Говорят, Хофманн рекомендовал Поллоку больше работать с натуры, на что он ответил: «Я не рисую природу, я и есть природа».
В 1943 году Поллок устроился смотрителем в Музее беспредметной живописи (позже музей Гуггенхайма), и именно там встретил Пегги Гуггенхайм, которая предложила ему выставить работы в ее новой галерее. После выставки они заключили контракт, и в 1943 году Пегги устроила первую персональную выставку Поллока. Критик Клемент Гринберг отметил, что Поллок впитал и даже превзошел мексиканскую настенную живопись, Пикассо и Миро.
Джексон Поллок. Sea Change
Пегги Гуггенхайм заказала Поллоку картину для прихожей своей нью-йоркской квартиры. Так появилась «Фреска» 1943 года, которая сыграла важную роль в переходе Поллока к его зрелой технике. На деньги, полученные от Пегги, он и Краснер купили дом. Краснер надеялась, что удаленность от городской суеты и искушений даст им обоим прекрасную возможность заняться живописью в уединении и покое.
Новый метод. Живопись или перформанс?
То, как именно Поллок пришел к своей капельной технике, было предметом долгих и безрезультатных искусствоведческих споров. Он начал терять символическую образность своих ранних картин и искать абстрактные средства выражения. В 1945 году он написал картину «Восьмых было семеро», на которой не было ни одного узнаваемого образа. В 1947 Поллок совершил еще один стилистический кульбит и пришел к методу, который позволил синтезировать импрессионизм, сюрреализм и кубизм.
Джексон Поллок. Люцифер
Этот метод критик Гарольд Розенберг назвал «живописью действия». Поллок редко касался кистью холста. Его больше волновал процесс, нежели результат. Занятия живописью станивились перформансом. «Нет случайностей, — сказал однажды Поллок, — как нет ни начала, ни конца. Иногда я теряю картину, но я не боюсь изменений, разрушения образа, потому что картина живет своей собственной жизнью».
Джексон Поллок. Война
В 1950 году в MoMA прошла первая персональная выставка Поллока, а Альфред Х. Барр-младший выбрал его для участия в Венецианской биеннале. После биеннале Поллок снова запил.
Летом 1956 года Краснер отправился в путешествие по Европе, чтобы немного отдалиться от Поллока. Вскоре после этого у художника завязались отношения с 25-летней Рут Клигман, с которой познакомился в баре. В ночь на 11 августа 1956 года Поллок, будучи в состоянии опьянения, сел за руль. Вместе с ним ехала Клигман и ее подруга Эдит Мецгер. Поллок не справился с управлением, погиб в ДТП вместе с Мецгер. Клигман получила тяжелые ранения.