Берта Моризо родилась под счастливой звездой: ее картины пользовались успехом и на Парижском салоне, и на выставках импрессионистов. Кто ей помогал или она добивалась всего сама?
Берта Моризо. Женщина за туалетом
Детство
Берта Моризо родилась в Бурже в 1841 году в зажиточной семье. Ее отец — старший администратор в местном правительстве, мать — родственница известного художника рококо Жана-Оноре Фрагонара. У Моризо было две старшие сестры, Ив и Эдма, а также младший брат Тибурс. В 1852 году семья переехала в Париж, где Моризо прожила всю оставшуюся жизнь.
Берту и ее сестер с детства учили рисовать. Художник Жозеф Гишар, один из их преподавателей, водил девочек в Лувр, там они копировали картины.
Берта Моризо. Перед зеркалом
Через несколько лет Эдма вышла замуж за морского офицера и уехала, у нее родились дети, поэтому пришлось отказаться от серьезных творческих занятий. Но она продолжала поддерживать Берту.
Ранний период
Берта Моризо зарегистрировалась в качестве переписчика в Лувре. Там она познакомилась с другими художниками, в том числе с пейзажистом Жаном-Батистом-Камилем Коро. Он убедил Моризо начать работать на пленэре. Так, она начала создавать свои первые картины, получившие признание.
Берта Моризо. Форе-де-Компьень
В 1864 году, когда Моризо было всего 23 года, Парижский салон принял два ее пейзажа. Для молодой женщины это было неслыханным достижением. Один критик отметил: «Видите ли, дамы, можно быть художником и участвовать в публичных выставках живописи, при этом оставаясь очень обаятельным человеком». Моризо продолжала выставляться на Салоне в течение последующих нескольких лет. Ее работы были хорошо приняты.
Берта Моризо
Моризо и Мане
В 1868 году Моризо познакомилась с Эдуаром Мане. Известно, что Мане написал в письме Анри Фантен-Латуру: «Две сестры Моризо восхитительны. Как жаль, что они не мужчины; тем не менее, как женщины, они могли бы послужить делу живописи, выйдя замуж за академиков». Академики — мужчины, которые были присяжными Французской академии. Мане и Моризо сразу же сблизились и начали хорошо отзываться о работах друг друга. Однако Моризо была расстроена, когда Мане сделал свои собственные дополнения к одному из ее произведений для Салона.
Эдуар Мане
Тем не менее Мане всегда уважал мнение Моризо и ее работу как художника. Именно Моризо уговорила Мане заняться пленэрной живописью, что стало важным шагом в его художественной практике. Мане написал двенадцать портретов Моризо, она была одной из немногих его муз. Наиболее широко известен портрет Моризо 1872 году: Мане изобразил ее в черном платье, с уверенным, умным взглядом. По словам критика Сью Роу, Мане «сосредоточен на неотразимой красоте Моризо, ее тайне и сложной внутренней борьбе, отраженной на ее лице».
Эдуар Мане. Берта Моризо с веером
Есть предположение, что у Мане и Моризо были романтические отношения, однако Мане к тому времени, когда они встретились, уже был женат. Но следует напомнить, что Мане был настоящим плейбоем своего времени, регулярно посещал публичные дома и, как сообщается в некоторых письмах, «водил компанию» со многими женщинами вне брака. Был ли у них страстный роман или Моризо была исключением для Мане, неизвестно.
Знакомство с Дюран-Рюэлем и импрессионистами
В 1872 году Моризо продала 22 картины дилеру Дюран-Рюэлю, что положило начало ее карьере художника. Благодаря дружбе с Мане Моризо вошла в круг художников, которые позже стали известны как импрессионисты. Сам Мане рекомендовал Моризо не присоединяться к авангардистской группе. Однако Моризо не последовала его совету, и ее работы были включены в первую в истории выставку импрессионистской живописи в 1874 году.
Берта Моризо. Летний день
На умение Моризо понимать вкусы публики указывает тот факт, что ее работы оставались популярными и востребованными на протяжении всей ее жизни, она зарабатывала больше многих своих современников, включая Эдгара Дега, который был частым гостем в ее семейном доме и соперничал с Мане, Клода Моне и Альфреда Сислея. В 1874 году Моризо вышла замуж за младшего брата Мане Эжена. Некоторые предположили, что это был брак по расчету, поскольку Моризо долго не могла выйти замуж. Эжен тоже был художником, но согласился бросить свою карьеру, чтобы помочь Моризо. После свадьбы Эдгар Дега подарил паре портрет Эжена. Мане же перестал писать портреты Моризо.
Берта Моризо
Поздний период
В 1878 году у Моризо родилась дочь Жюли. Она часто ее рисовала. А еще в детстве Жюли позировала Мане и Ренуару.
На протяжении всей своей карьеры Моризо поддерживала тесные дружеские отношения со многими импрессионистами, включая Дега, Моне, Ренуара и поэта Малларме. Она продолжала выставляться с ними каждый год, кроме 1878.
Берта Моризо. Вид Парижа с Трокадеро
После распада группы импрессионистов как организованного движения Моризо продолжала выставляться вместе с художниками-авангардистами, предоставила несколько работ для выставки бельгийской группы Les XX в Брюсселе в 1887 году и четыре картины для выставки La Libre Esthetique в 1894 году.
Берта Моризо. Попугай
У Эжен Мане в 1891 году ослабло здоровье, а в 1892 он умер в Париже. Через три года их дочь Жюли заболела пневмонией. Моризо вылечила ее, но, к сожалению, сама подхватила болезнь и в конце концов умерла 2 марта 1895 года.
Через год после ее смерти друзья-художники Моризо, в том числе Дега, Ренуар и Моне организовали первую ретроспективу работ Моризо, собрав 380 ее картин и воздав должное ее таланту.