Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Художник Эдгар Дега

Среди злостных критиков вечного холостяка Эдгара Дега был поэт Том Паулин. В своем эссе он написал, будто художник делает женщин похожими на животных из зоопарка. Вероятно, речь шла о приматах. А куратор Тобиа Беззола сравнил Дега с вуаеристом, который испытывал к женщинам отвращение. Давайте, посмотрим, за что травили гения.

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы

Детство. Луи Ламонт, Огюст-Доминик Энгр, Гюстав Курбе

Эдгар Дега был старшим из пяти детей американки Селестины Мюссон де Га и французского банкира Огюста де Га. Его фамилия была такой: де Га. Но позже Эдгар сменил ее на менее аристократичную: Дега.

Дега с раннего возраста интересовался искусством. В 1853, в возрасте восимнадцати лет, стал бакалавром литературы, зарегистрировался в Лувре в качестве переписчика. Практика в Лувре, как утверждал Дега, является фундаментом для любого настоящего художника.

Эдгар Дега. Прима
Эдгар Дега. Прима

Основное образование художник планировал получать в юридической школе по настоянию отца, но позже отказался от идеи стать адвокатом. В 1855 году он был принят в Школу изящных искусств в Париже. Дега учился у художника Луи Ламота, бывшего ученика Жана-Огюста-Доминика Энгра. Говорят, что Дега в молодости пытался рисовать, как Энгр. В том же году в Париже прошла Всемирная выставка, и Дега был очарован работами Гюстава Курбе.

Эдгар Дега. Эдгар Дега – Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев
Эдгар Дега. Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев

Ранний период

В 1856 году Дега отправился в Неаполь, чтобы навестить свою тетю, баронессу Беллелли, и ее семью. Визит кончился тем, что он решил остался в Италии на три года. Это путешествие стало важным этапом в творческом развитии Дега. Он написал реалистическую картину «Семья Беллелли», провел бесчисленное количество часов в музеях и галереях Италии, тщательно изучая произведения эпохи Возрождения кисти Микеланджело, Рафаэля и Тициана.

Эдгар Дега. Насилие
Эдгар Дега. Насилие

В 1864 году, копируя картину Веласкеса в Лувре, Дега познакомился с Эдуардом Мане. По счастливой случайности Мане копировал ту же картину в тот же день. Дружба с Мане сыграла важную роль в жизни Дега и, вероятно, для Мане. Об их взаимоотношениях рассказывает Себастьян Сми в своей книге «Искусство соперничества».
В 1865 году Дега принимал участие в Парижском салоне.

Эдгар Дега. Урок танцев
Эдгар Дега. Урок танцев

Во время франко-прусской войны служил в Национальной гвардии. Его зрение ухудшилось из-за стрельбы из винтовки.

Париж — Новый Орлеан — Париж

Свои самые известные работы Дега создал в 1870-е. К этому времени он открыл музу — Пэрис. Дега, как Мане и другие импрессионисты, черпал вдохновение на парижских бульварах, в кафе, магазинах, танцевальных студиях, гостиных, театрах. Он был наблюдателен, уделял много времени деталям. Возможно, по этой причине Дега отказался от ярлыка «импрессионист», полагая, что импрессионизм — что-то случайное и незавершенное. Свидетельства его наблюдательности можно найти в основополагающих произведениях, таких как «Фойе де ла Данс», «Музыканты в оркестре» и «Карета на скачках».

Эдгар Дега. Певица с перчаткой
Эдгар Дега. Певица с перчаткой

В отличие от современников, Ренуара и Моне, Дега не был пленэрным художником. Он любил работать в мастерской. Даже уличные сцены Дега воспроизводил по памяти или придумывал.

В 1872 Дега отправился в Новый Орлеан, чтобы навестить своего брата Рене и дядю, который управлял обанкротившейся хлопковой конторой. Во время этой поездки он создал ряд важных картин, в том числе «Хлопковую контору в Новом Орлеане», единственную из работ, которая была куплена музеем при его жизни.

Эдгар Дега. Женщина, вытирающаяся после ванны
Эдгар Дега. Женщина, вытирающаяся после ванны

После возвращения Дега домой французские импрессионисты провели свою первую групповую выставку в Café Guerbois. Дега принял в ней участие. Несмотря на согласие выставить работы в Café Guerbois, Дега всегда держался на расстоянии от импрессионистов. Он восхищался их работой и разделял многие идеалы, но никогда полностью не придерживался той философии, которую они создали. Тем не менее, Дега показывал картины на всех групповых выставках импрессионистов.

Эдгар Дега. Танцкласс Меранта в «Опере» на улице Лепетелье
Эдгар Дега. Танцкласс Меранта в «Опере» на улице Лепетелье

Холостяцкая жизнь

Дега оставался холостяком на протяжении всей своей жизни, у него было мало романтических связей, если они вообще были. Это породило предположения о причинах его необычных, а иногда нелестных изображений женщин. Однажды критики даже отметили, что Дега унижает женщин. Впрочем, в то время от критиков влетало многим художникам, которые изображали женское тело. О трактовке женских образов рассказывается в эссе о Дега, написанном писателем и искусствоведом Джулианом Барнсом.

Эдгар Дега. Три русские танцовщицы
Эдгар Дега. Три русские танцовщицы

Среди критиков Дега был и поэт Том Паулин, который в 1996 году сказал, что «на этой выставке женщины в искаженных позах ... Они похожи на дрессированных животных в зоопарке».

Куратор и историк Тобиа Беззола писал: «Неизвестно, имел ли Дега сексуальные отношения с женщинами; во всяком случае, нет никаких доказательств этому. На картинах — смесь вуайеризма и отвращения, с которой он реагировал на женскую сексуальность».

Эдгар Дега. На скачках
Эдгар Дега. На скачках

Поздний период

К концу XIX века темп работы Дега пошел на спад, он стал проводить больше времени, собирая работы других художников, которыми восхищался. Покупал картины современников, таких как Мане, Писсарро, Ван Гог, Гоген и Сезанн, а также художников старшего возраста, которые информировали Дега в молодости: Делакруа и Энгр.

Курс лекций об искусстве конца XIX – начала XX века
Художники
Made on
Tilda