Коллекционирование искусства

Художник Эдгар Дега

Среди злостных критиков вечного холостяка Эдгара Дега был поэт Том Паулин. В своем эссе он написал, будто художник делает женщин похожими на животных из зоопарка. Вероятно, речь шла о приматах. А куратор Тобиа Беззола сравнил Дега с вуаеристом, который испытывал к женщинам отвращение. Давайте, посмотрим, за что травили гения.

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы

Детство. Луи Ламонт, Огюст-Доминик Энгр, Гюстав Курбе

Эдгар Дега был старшим из пяти детей американки Селестины Мюссон де Га и французского банкира Огюста де Га. Его фамилия была такой: де Га. Но позже Эдгар сменил ее на менее аристократичную: Дега.

Дега с раннего возраста интересовался искусством. В 1853, в возрасте восимнадцати лет, стал бакалавром литературы, зарегистрировался в Лувре в качестве переписчика. Практика в Лувре, как утверждал Дега, является фундаментом для любого настоящего художника.

Эдгар Дега. Прима

Основное образование художник планировал получать в юридической школе по настоянию отца, но позже отказался от идеи стать адвокатом. В 1855 году он был принят в Школу изящных искусств в Париже. Дега учился у художника Луи Ламота, бывшего ученика Жана-Огюста-Доминика Энгра. Говорят, что Дега в молодости пытался рисовать, как Энгр. В том же году в Париже прошла Всемирная выставка, и Дега был очарован работами Гюстава Курбе.

Эдгар Дега. Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев

Ранний период

В 1856 году Дега отправился в Неаполь, чтобы навестить свою тетю, баронессу Беллелли, и ее семью. Визит кончился тем, что он решил остался в Италии на три года. Это путешествие стало важным этапом в творческом развитии Дега. Он написал реалистическую картину «Семья Беллелли», провел бесчисленное количество часов в музеях и галереях Италии, тщательно изучая произведения эпохи Возрождения кисти Микеланджело, Рафаэля и Тициана.

Эдгар Дега. Насилие

В 1864 году, копируя картину Веласкеса в Лувре, Дега познакомился с Эдуардом Мане. По счастливой случайности Мане копировал ту же картину в тот же день. Дружба с Мане сыграла важную роль в жизни Дега и, вероятно, для Мане. Об их взаимоотношениях рассказывает Себастьян Сми в своей книге «Искусство соперничества».
В 1865 году Дега принимал участие в Парижском салоне.

Эдгар Дега. Урок танцев

Во время франко-прусской войны служил в Национальной гвардии. Его зрение ухудшилось из-за стрельбы из винтовки.

Париж — Новый Орлеан — Париж

Свои самые известные работы Дега создал в 1870-е. К этому времени он открыл музу — Пэрис. Дега, как Мане и другие импрессионисты, черпал вдохновение на парижских бульварах, в кафе, магазинах, танцевальных студиях, гостиных, театрах. Он был наблюдателен, уделял много времени деталям. Возможно, по этой причине Дега отказался от ярлыка «импрессионист», полагая, что импрессионизм — что-то случайное и незавершенное. Свидетельства его наблюдательности можно найти в основополагающих произведениях, таких как «Фойе де ла Данс», «Музыканты в оркестре» и «Карета на скачках».

Эдгар Дега. Певица с перчаткой

В отличие от современников, Ренуара и Моне, Дега не был пленэрным художником. Он любил работать в мастерской. Даже уличные сцены Дега воспроизводил по памяти или придумывал.

В 1872 Дега отправился в Новый Орлеан, чтобы навестить своего брата Рене и дядю, который управлял обанкротившейся хлопковой конторой. Во время этой поездки он создал ряд важных картин, в том числе «Хлопковую контору в Новом Орлеане», единственную из работ, которая была куплена музеем при его жизни.

Эдгар Дега. Женщина, вытирающаяся после ванны

После возвращения Дега домой французские импрессионисты провели свою первую групповую выставку в Café Guerbois. Дега принял в ней участие. Несмотря на согласие выставить работы в Café Guerbois, Дега всегда держался на расстоянии от импрессионистов. Он восхищался их работой и разделял многие идеалы, но никогда полностью не придерживался той философии, которую они создали. Тем не менее, Дега показывал картины на всех групповых выставках импрессионистов.

Эдгар Дега. Танцкласс Меранта в «Опере» на улице Лепетелье

Холостяцкая жизнь

Дега оставался холостяком на протяжении всей своей жизни, у него было мало романтических связей, если они вообще были. Это породило предположения о причинах его необычных, а иногда нелестных изображений женщин. Однажды критики даже отметили, что Дега унижает женщин. Впрочем, в то время от критиков влетало многим художникам, которые изображали женское тело. О трактовке женских образов рассказывается в эссе о Дега, написанном писателем и искусствоведом Джулианом Барнсом.

Эдгар Дега. Три русские танцовщицы

Среди критиков Дега был и поэт Том Паулин, который в 1996 году сказал, что «на этой выставке женщины в искаженных позах ... Они похожи на дрессированных животных в зоопарке».

Куратор и историк Тобиа Беззола писал: «Неизвестно, имел ли Дега сексуальные отношения с женщинами; во всяком случае, нет никаких доказательств этому. На картинах — смесь вуайеризма и отвращения, с которой он реагировал на женскую сексуальность».

Эдгар Дега. На скачках

Поздний период

К концу XIX века темп работы Дега пошел на спад, он стал проводить больше времени, собирая работы других художников, которыми восхищался. Покупал картины современников, таких как Мане, Писсарро, Ван Гог, Гоген и Сезанн, а также художников старшего возраста, которые информировали Дега в молодости: Делакруа и Энгр.

Курс лекций об искусстве конца XIX – начала XX века
2022-10-27 23:23 Художники