Детство
Пьер-Огюст Ренуар родился в семье рабочего в Лиможе — городе на западе Франции, известный как центр производства фарфора. Ренуар начал работать художником в подростковом возрасте на одной из городских фарфоровых фабрик. Сын портного и швеи, он обладал твердой рукой и талантом. Это ценили наниматели Ренуара, клиенты, а их число стремительно росло, и меценаты, для которых он писал картины, делал подвески и всевозможные декоративные предметы. Ренуар был мастером на все руки. Его ранние успехи подпитывали желание покинуть фабрику и заняться живописью.
Пьер Огюст-Ренуар. Спящая кошка
Образования, которое Ренуар получил в Лиможе, не хватало для успешной карьеры. В 1860 году он начал регулярно посещать Лувр в Париже, чтобы изучить работы французских мастеров рококо Жана-Антуана Ватто, Жана-Онора Фрагонара и Франсуа Буше, а также художника-романтика Эжена Делакруа. Хотя Делакруа и художники эпохи рококо работали с разницей почти в столетие, Ренуар признал сходство в их мягком, свободном обращении с краской, которое проявлялось в отдельных мазках, способах передачи движения, ставшими альтернативой классической ясности тщательной прорисовки деталей.
Пьер Огюст Ренуар. Молодая девушка с ромашками
Ранняя практика. Рождение импрессионизма
В 1862 году Ренуар начал брать уроки у Шарля Глейра, академического художника швейцарского происхождения, который обучал ряд талантливых художников, в том числе Клода Моне, Альфреда Сислея и Фредерика Базиля.
Ренуар и его новые друзья часто отправлялись в живописный лес Фонтенбло. Там проходило обучение пленэрной живописи. Однако, в отличие от Моне и Сислея, Ренуар всегда сохранял склонность к работе в мастерской и более традиционным портретам, отсылающим к творчеству французских мастеров XVIII века, которыми он так восхищался. Тем не менее Фонтенбло стал любимым местом для рисования Ренуара, и он часто посещал его, отчасти благодаря своему другу Жюлю Ле Керу, ценителю его искусства, который владел домом в Буррон-Марлотте — коммуне на южной границе леса.
Пьер Огюст Ренуар. Танцы в Мулен де ла Галетт
В 1865 году Ле Кер познакомил Ренуара с семнадцатилетней Лиз Трео, которая на несколько лет стала любовницей и любимой моделью Ренуара. Трео появлялась на десятках картин, в том числе на картине в стиле рококо «Диана-охотница», на которой была изображена в образе греческой богини, и картине «Лиза с зонтиком», которая была благосклонно принята на Французском салоне 1868 года.
Пьер Огюст Ренуар. Габриэль в украшениях
Летом 1869 года Ренуар и Моне вместе отправились на два месяца рисовать в Ла Гренуйер, прибрежный лодочный курорт для французского среднего класса, расположенный недалеко от Парижа. Говорят, что Ренуар и Моне посеяли семена импрессионизма именно в Ла Гренуйере. Именно здесь оба художника начали использовать широкие мазки. Изображения отличались расплывчатостью, были похожи на наброски. Ренуар и Моне улавливали естественное движение воды, мастерски создавали эффект отражения света с помощью широких мазков.
Пьер Огюст Ренуар. Прогулка в лесу
Франко-прусская война
Сразу после короткой, но бурной франко-прусской войны, в которой Ренуару пришлось принять участие, и оккупации Французской коммуны в 1871 году ранний успех начал сходить не «нет». Отказов от Салона стало намного больше, чем одобрений, в немалой степени из-за «незавершенности» новых работ. Положение ухудшилось, когда Ренуар столкнулся с выбором: либо платить моделям, либо покупать краски. В то время как другие художники, такие как Клод Моне и Камиль Писсарро, прекратили отправлять свои работы на Салон, Ренуар продолжал это делать вплоть до 1873 года. Он придерживаясь убеждения, что участие в Салоне является важным критерием успеха.
Пьер Огюст Ренуар. Сказочный пруд
Как отмечает Петра Чу в книге «Европейское искусство девятнадцатого века», еще в 1881 году художник-импрессионист Огюст Ренуар писал своему дилеру Полю Дюран-Рюэлю: «В Париже едва ли найдется пятнадцать коллекционеров, способных полюбить художника, не имеющего поддержки Салона, и еще восемьдесят тысяч, которые не купят даже открытки, если художник не выставляется там». В это же время дружба Ренуара с семьей Ле Кер не выдержала испытаний. Ренуар остался без покровительства, пропала и возможность арендовать дом недалеко от Фонтенбло.
Пьер Огюст Ренуар. Ваза с розами
Импрессионизм и его «конец»
После Салона 1873 года, на котором полотна импрессионистов были подвергнуты жесткой критике, Ренуар и его соратники начали планировать независимую выставку своих работ, свободную от эстетических ограничений Салона. Первая групповая выставка импрессионистов состоялась 15 апреля 1874 года. На выставке Ренуар продал несколько работ, встретил коллекционера Виктора Шоке, который стал ценителем его живописи.
Пьер Огюст Ренуар. Девушке за фортепиано
Ко времени четвертой выставки импрессионистов в 1878 году Ренуар обрел финансовую независимость благодаря регулярным заказам портретов, что, в свою очередь, привело к дальнейшему успеху в Салоне. А потом отмежевался от испрессионистов, отправился в Италию. Поездка стала возможной благодаря сделке, которую он заключил с дилером Полем Дюран-Рюэлем. В Италии Ренуар пришел к выводу, что импрессионизму не хватало структурных основ, которые создали великое искусство мастеров эпохи Возрождения, таких как Рафаэль. Как он писал торговцу Амбруазу Воллару, к началу 1880-х годов он чувствовал конец импрессионизма и не мог рисовать.
Пьер Огюст Ренуар. Сен-Тропе
Поздний период
На рубеже веков, уже женатый и имеющий трех сыновей, Ренуар продолжал писать картины с невероятной скоростью, несмотря на постоянно ухудшающееся здоровье. Травма правой руки в результате велосипедной аварии привела к тяжелому артриту, а левый глаз поразил ревматизм. В 1910 году он стал пользоваться инвалидным креслом, у него были повязки на руках, что создавало большую проблему для рисования. Семья Ренуара приобрела дом в Кань-сюр-Мер на юге Франции. Сухой и мягкий климат облегчал боль.
Пьер Огюст Ренуар. Старый порт Марселя
В предыдущее десятилетие Ренуар подружился с арт-дилером Волларом, который стал его важным покровителем. В 1913 году Воллар, хорошо зная о физических ограничениях Ренуара, сделал смелое предложение попробовать себя в скульптуре, познакомил Ренуара со скульптором каталонского происхождения Ришаром Гино. Несмотря на физические недуги, Ренуар смог создать несколько хороших скульптур во время сотрудничества с Гино.
Зимой 1919 года Ренуар перенес сердечный приступ в своем доме в Кань-сюр-Мер. Вскоре после этого, 3 декабря 1919 года, он скончался.
Курс лекций об искусстве конца XIX - начала XX вв.