Дени Дидро считал работы Франсуа Буше аморальными. Рассказываем, как художник до этого дошел.
Франсуа Буше. Одалиска
Детство. Ранняя практика
У сына художника и вышивальщицы, Франсуа Буше, было скромное, но артистическое происхождение. Его самое раннее обучение проходило у отца в Париже. Там работы Буше заметил живописец Франсуа Лемуан.
Франсуа Буше. Пейзаж с прудом
17-летний Буше писал картины под опекой Лемуана всего несколько коротких месяцев, пока не перешел на работу к издателю Жану-Франсуа Карсу. Он быстро освоил академический стиль своего первого учителя. Мастерством Буше как художника и гравера восхищался уважаемый коллекционер и меценат Жан де Жюльен, который поручил ему гравировать рисунки Антуана Ватто. Несмотря на отсутствие академического образования, Буше выиграл Римскую премию, высшую награду Академии, всего в 20 лет.
Франсуа Буше. Портрет маркизы де Помпадур
Эта премия должна была покрывать стипендию для обучения в Италии в течение трех лет, но из-за политики Академии Буше так и не отправился в путешествие. Он начал брать частные заказы: писал картины, рисовал, создавал гравюры. Его работа оказалась настолько востребованной, что он сам смог финансировать свою поездку в Италию в 1728 году.
В Италии Буше изучал работы Микеланджело и Рафаэля, мастеров барокко, таких как Бернини и Кастильоне. По возвращении в Париж его официально приняли в Академию.
Франсуа Буше. Геркулес и Омфала
В одночасье он стал сенсацией французского искусства. Портреты Буше были одними из самых востребованных среди парижской элиты, среди его заказчиков был сам король Людовик XV.
Карьера
Карьера Буше как академика пошла в гору. Его картины пользовались большим спросом у королевских особ и аристократов. Буше любили за его мифологические сцены, жанровые картины, пейзажи и портреты. Более доступные эстампы и гравюры были предметом коллекционирования среди менее состоятельных поклонников, они публиковались и продавались.
В конце 1730-х годов репутация Буше еще сильнее укрепилась, когда его пригласили создать дизайн для гобеленовой фабрики в Бове. Гобелены с пасторальными сценами Буше высоко ценились и экспортировались не только в другие страны Европы, но и в Китай. Позже его назначили инспектором на фабрике. Вскоре рисунки Буше были воспроизведены на фарфоре. После работы на фабрике Буше начал проявлять интерес к театру, создавать декорации для королевской оперы.
Франсуа Буше. Мельница в Шарантоне
Несмотря на множество разнообразных заказов, Буше оставался в первую очередь художником, работавшим на международную элиту, жившую в Париже. Мадам де Помпадур, официальная фаворитка короля Людовика XV, стала его самым важным покровителем, заказав серию крупных портретов, несколько мифологических картин, таких как «Туалет Венеры» и религиозных картин, в том числе «Свет мира». При поддержке мадам де Помпадур Буше был назначен премьер-министром Пейнтра дю Руа — официальным художником короля.
Франсуа Буше. Ринальдо и Армида
Поздний период
В 1765 году Буше также сменил художника Карла Ванлоо на посту директора Королевской академии, укрепив свое господство во французской художественной среде. При этом его репутация и влияние начали угасать перед лицом растущей морали и философии Просвещения. Он меньше выставлялся на Салоне, возможно, из-за резких отзывов, написанных влиятельными критиками, такими как Дени Дидро. Критики называли его работы как аморальными, неискренними и ретроградными. Однако, несмотря на этот сдвиг в общественном мнении, Буше никогда не отступал от своего собственного стиля.
Франсуа Буше. Спящая пастушка
Буше умер в своей мастерской в Лувре в 1770 году. Его наследие включает более 10 000 рисунков и 1000 картин.