Коллекционирование искусства

Художник Пьер Боннар

Пьер Боннар в свои двадцать лет бросил госслужбу, присоединился к группе «Наби» и перебрался на Монмартр. Так начался его художественный путь с поворотами в сторону импрессионизма и японизма — направления в западноевропейском искусстве, рожденное под влиянием японских ксилографий. Предлагаем вам насладиться пейзажами Боннара.


Детство и период становления

Боннар родился в Фонтене-о-Роз, О-де-Сен, 3 октября 1867 года. Он был сыном видного чиновника французского военного ведомства. По настоянию отца Боннар изучал право в Сорбонне с 1885 по 1888 год. Он получил степень бакалавра, некоторое время работал адвокатом в государственном учреждении. Но также он посещал художественные классы в Школе изящных искусств, где ему не удалось выиграть Римскую премию (что позволило бы ему учиться во Французской академии в Риме), и поэтому он перешел в Академию Жюлиана в 1889 году. Там он встретил Мориса Дени, Поля Серюзье, Кер-Ксавье Русселя, Поля Рэнсона, Феликса Валлоттона и Эдуара Вюйара. Вскоре он решил стать художником и в 1890 году снял студию на Монмартре с Дени и Вюйаром. К ним присоединился театральный продюсер Орельян Люнье-По, с которым Боннар сотрудничал в постановках для Театра творчества в Париже.



Так сложилось, что еще в свои двадцать лет Боннар присоединился к «Наби» (Les Nabis), группе молодых художников, приверженных созданию произведений символического характера. Друзья прозвали Боннара «сильно японским Наби», поскольку на него повлияли японские гравюры. Влияние японизма также приписывалось творчеству импрессионистов и постимпрессионистов.



Карьера и творческий путь

В 1891 году Боннар познакомился с Анри де Тулуз-Лотреком и начал выставлять свои работы на ежегодной выставке Société des Artistes Indépendants. В том же году Боннар также начал сотрудничать с газетой La Revue Blanche, для которой он и его друг Вюйар разработали фронтисписы. Его литографии были опубликованы в 1895 году известным арт-дилером Амбруазом Волларом, и в том же году он разработал витраж для Луи Комфорта Тиффани.

Первая персональная выставка Боннара прошла в галерее Дюран-Рюэль в 1896 году. В 1900 году он проиллюстрировал книгу поэта Поля Верлена о символистских стихах «Параллельемент». Примерно в это же время он писал пейзажи в стиле импрессионистов и Поля Гогена в сельской местности между Парижем и Нормандией.



В 1907 году Боннар много путешествовал по Европе и Северной Африке, хотя эти поездки, казалось, не сильно повлияли на его искусство. Он уехал из Парижа в 1910 году на юг Франции.

Боннар был очевидцем I Мировой, но кроме нескольких зарисовок на военную тематику, в его творчестве нет никаких следов войны. Историки и его собственные друзья рассказывали о Боннар как о человеке «тихого темперамента» и ненавязчиво независимого. Его сложные композиции, как правило, с изображением залитых солнцем интерьеров комнат и садов, изображения друзей и членов семьи, одновременно повествовательны и автобиографичны.



Жена Боннара Марта де Мелиньи, с которой он познакомился в 1893 году, была постоянным объектом его внимания на протяжении нескольких десятилетий. Правда, спустя 32 года после свадьбы Боннар узнал, что ее настоящее имя — Мария Бурсен. Говорят, что она сбежала из дома и много лет лгала о своем возрасте. Образ Марты (Марии) проник в творчество Боннара. Он нарисовал ее целых 385 раз. Боннар также делал ее интимные фотографии, которыми позже дополнял свои картины.
Боннар написал несколько автопортретов, пейзажей, уличных сцен и множество натюрмортов с изображением цветов и фруктов. Его привычкой было одновременно работать над множеством полотен, которые он хранил в своей маленькой мастерской.



Поздние годы

В 1926 году Боннар переехал в Ле-Канне недалеко от Канн на юге Франции. В старости он вернулся к ослепительному свету и цвету своих ранних картин. В 1938 году прошла крупная выставка его работ параллельно с выставкой Вюйара в Художественном институте Чикаго. Во время Второй мировой войны он сохранил свою резиденцию в Ле-Канне, оставаясь там отшельником даже после того, как его жена умерла в 1942 году. Незадолго до своей смерти Боннар завершил большую фреску «Святой Франциск, исцеляющий больных» (1947) для церкви Ассы. Он закончил свою последнюю картину «Миндальное дерево в цвету» (1947) за неделю до смерти в своем коттедже на Ла-Рут-де-Серра-Капеу недалеко от Ле-Канне на Французской Ривьере. Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал посмертную ретроспективу работ Боннара в 1948 году, хотя изначально она предназначалась для празднования 80-летия художника. Хотя Боннар избегал общественного внимания, его работы хорошо продавались при жизни.

Лекция куратора ГМИИ Алексея Валерьевича Петухова о символизме и группе «Наби».



2022-05-09 12:58 События Художники