Маленький рост — большое эго. Аристократ Анри де Тулуз-Лотрек всегда был душой компании и знал по именам чуть ли не всех проституток в монмартрских кабаре. Помимо кабаре он увлекался театром, цирком и верховой ездой. Рассказываем, как Тулуз-Лотрек смог превратить хобби в дело жизни и стал королем «Мулен-Ружа».
Детство и ранняя практика
Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек Монфа родился в аристократической семье на юге Франции. Длинное имя отражает его высокий социальный статус. Он рос в привилегированной атмосфере, занимался верховой ездой — не удачно. После двух серьезных травм при езде у Тулуз-Лотрека перестали расти ноги. Проблема усугублялась тем, что еще с восьми лет он страдал врожденным заболеванием, ослабившим кости. Тулуз-Лотрек ходил с тростью, всю жизнь испытывал сильную боль.
В подростковом возрасте Тулуз-Лотрек брал уроки рисования у Рене Принсто, который помогал ему перенести страсть к лошадям на холст, бумагу и картон. По ходу дела увлекся импрессионистами, познакомился с Эдгаром Дега. Кстати, Дега разделял любовь Тулуз-Лотрека к лошадям. Его раннее влияние проявилось в элегантных линиях и методах захвата движения Тулуз-Лотрека.
Тулуз-Лотрек не хотел учиться в престижной Школе изящных искусств, которая прививала студентам чуство стиля художников итальянского Возрождения. В Париже он брал индивидуальные занятия в небольших студиях Леона Бонна и Бернара Кормана, которые придерживались нестандартных методов обучения и поддерживали эксперименты. Среди учеников Кормона были также Винсент Ван Гог и Эмиль Бернар, ставшие друзьями Тулуз-Лотрека.
В Париже Тулуз-Лотрек остался без родительского присмотра. Его проблемы со здоровьем усугубились и привели к душевному расстройству и неврозам. В то же время, по словам современников, Тулуз-Лотрек был очень общительным, обаятельным, остроумным, саркастичным молодым человеком, и несмотря на нервные потрясения оставался душой компании.
Чуть повзрослев, он стал завсегдатаем монмартрских кабаре, баров, цирков и борделей, где знал всех проституток по именам. Они, в свою очередь, ласково называли его Кофейником. Это прозвище — ласковая отсылка к пропорциям миниатюрного художника.
Сидя в театре или цирке, Тулуз-Лотрек зарисовывал артистов. Находясь в борделе, он зарисовывал проституток. Подобно импрессионистам, он предпочитал работать на месте действия, а не в студии. Но если импрессионисты, за исключением Дега, тяготели к сценам досуга высшего среднего класса, то Тулуз-Лотрек предпочитал парижскую ночную жизнь — чем бесчестнее, тем лучше.
Его миниатюрное сложение позволяла ему оставаться в некоторой степени невидимым, так что он мог внимательно наблюдать за посторонними. Проститутки и артистки, привыкшие к осуждению, его не боялись. Его портрет одной из таких барышень, известной как La Casque d’Or в «Уличном бродяге», свидетельствует о беспрецедентной откровенности его подхода к работе с моделями, которые, бесспорно, ему доверяли.
Тулуз-Лотрек сформировал свой круг друзей не в аристократических кругах, а на «задворках» общества. К ним он всегда был щедр. Он проводил время среди танцоров и артистов цирка в богемном парижском районе Монмартр.
Коммерческий успех
Коммерческий успех пришел к талантливому молодому художнику рано, буквально за одну ночь. Это была сенсация. Однажды декабрьским вечером по всему Парижу расклеили три тысячи экземпляров самого первого плаката Тулуз-Лотрека для «Мулен Руж». В кабаре хлынули толпы, вдохновленные его образами. В знак признательности за работу, ну и чтобы заручиться гарантией, что он будет делать плакаты в будущем, кабаре зарезервировало для Тулуз-Лотрека места и выкупило его картины. С этого момента живопись Тулуз-Лотрека украшала стены «Мулен-Руж».
Успех Тулуз-Лотрека в Париже совпал с бумом индустрии развлечений на Монмартре и резким подъемом рекламного бизнеса. Сотни тысяч людей переезжали из сельской местности в столицу, некоторые находили работу в городских цирках, барах и кафе. Владельцы увеселительных заведений и артисты соперничали друг с другом и хорошо платили за рекламу, а она должна была вызывать шумиху. Отсюда — провокационные изображения на плакатах.
У Тулуз-Лотрека было все необходимое, чтобы вызвать интерес к новым площадкам: красочные, привлекающие внимание динамичные работы. Заказы лились рекой. Рекламные плакаты Тулуз-Лотрека стали предметами коллекционирования еще при его жизни. Критик-анархист Феликс Фенеон даже опубликовал статью с подробной инструкцией, как стащить один из плакатов Тулуз-Лотрека, прежде чем клей успеет высохнуть.
Поздний период
У Тулуз-Лотрека была идеальная работа: он мог выбирать, на какие спектакли пойти. Каждый вечер — приглашения. Даже на склоне лет Тулуз-Лотрек продолжал создавать афиши для «Мулен Руж» и был VIP-персоной практически на любом парижском представлении. Его можно было встретить в цирке, в Jardin de Paris и других ночных клубах. Тулуз-Лотрек также оставался завсегдатаем городских борделей, где пользовался услугами своих давних подруг — Эллес и Сюзанны Валадон, которая, кстати, тоже умела рисовать.
Стоит оговориться: хоть Тулуз-Лотрек знал толк в развлечениях, он сильно страдал от недомоганий. За несколько недель до своего 37-летия он умер. Это случилось в 1901 году.