Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Художник Камиль Писсаро

Знаете ли вы, что художник Камиль Писсаро был убежденным анархистом? Он полагал, что социальная гармония достигается в обществе, где нет власти. И если ранний период творчества Писсаро был спокойным, то поздний был насыщен детективными историями. Рассказываем о становлении художника.

Камиль Писсаро. Пейзаж с домом в лесу, Сан-Тома
Камиль Писсаро. Пейзаж с домом в лесу, Сан-Тома

Детство

Джейкоб Абрахам Камиль Писсарро родился в еврейско-португальской семье, вырос на острове Сент-Томас на Виргинских островах США, а затем перебрался в Датскую Вест-Индию. Его родители, Фредерик Писсарро и Рэйчел Пети, владели скромной фабрикой по производству скобяных изделий, вовлекали своих четырех сыновей в семейное дело.
В 1842 году Писсарро отправили в школу-интернат в Пасси недалеко от Парижа. Там начал проявляться его художественный талант благодаря директору мсье Савари. Он поощрял Писсаро к рисованию с натуры.

Камиль Писсаро. Фруктовые сады Лувесьена
Камиль Писсаро. Фруктовые сады Лувесьена

В 17 лет Писсарро вернулся на Сент-Томас, чтобы полностью погрузиться в семейное дело, однако быстро устал от рутинных задач. В свободное от работы время он рисовал корабельные сцены в судоходных доках.

Период становления

В начале 1850-х годов Писсарро отказался от семейного дела. Это произошло после знакомства с датским художником Фрицем Мелби, вместе с которым он отправился в Венесуэлу, в Каракас. Его поступок свидетельствует о стремлении к независимости и бескомпромиссной приверженности искусству, несмотря на постоянную бедность после ухода из отчего дома.

Камиль Писсаро. В лесах
Камиль Писсаро. В лесах

К 1855 году Писсарро вернулся в Париж, где познакомился с работами Эжена Делакруа, Жана-Батиста-Камиля Коро, Гюстава Курбе, Шарля-Франсуа Добиньи и Жана-Франсуа Милле на Всемирной выставке. Он начал посещать частные выставки и занятия в Школе изящных искусств в 1856 году, работать с Коро, который убедил его принять участие в Салоне.

В 1859 году, посещая занятия в Швейцарской академии, Писсарро встретил Сезанна, который стал одним из его ближайших друзей на всю жизнь. В 1861 году Писсарро зарегистрировался переписчиком в Лувре и познакомился с Жюли Велле, дочерью владельца виноградника в Бургундии. Они поженились в Лондоне в 1871 году, у них родилось восемь детей. Его дочь Жанна-Рэйчел (по прозвищу «Минетт») заболела и умерла от туберкулеза в 1874 году в возрасте восьми лет. Это событие сильно повлияло на Писсарро, побудило его написать серию интимных картин, подробно описывающих последний год ее жизни.

Камиль Писсаро. Маленький мост в Вуане
Камиль Писсаро. Маленький мост в Вуане

Писсарро начал участвовать в Салоне в конце 1860-х годов. Его пейзажи того десятилетия отражают глубокое знание композиционных приемов французских мастеров восемнадцатого века. В эти же годы Писсарро сблизился с кругом импрессионистов. Он часто проводил время в Лувесьенне, сельской местности, излюбленной импрессионистами, примерно в 12 милях к западу от Парижа. Там, вдали от городской среды, он писал на пленэре, создавал крестьянские сюжеты в естественной обстановке и уделяя особое внимание световым эффектам.

Камиль Писсаро. Место встреч в деревне
Камиль Писсаро. Место встреч в деревне

Работы Писсарро были приняты на официальном Салоне в 1859 году, однако он выставлялся и на Салоне отверженных вместе с диссидентским кружком Эдуарда Мане в 1860-х годах.

Пик карьеры

Первая половина 1870-х годов считается пиком карьеры Писсарро. Он завершил некоторые из своих наиболее значимых произведений, в том числе «Иней», «Старая дорога в Эннери», «Пуэнтуаз». С 1870 по 1871 год он укрывался в Лондоне от хаотических событий франко-прусской войны, во время которой была уничтожена большая часть его ранних работ.

Камиль Писсаро. Деревня в Понтуазе
Камиль Писсаро. Деревня в Понтуазе

В Лондоне Писсарро познакомился с Клодом Моне, а Добиньи представил их арт-дилеру Полю-Дюрану Рюэлю, который позже стал агентом Писсарро во Франции. Вернувшись в Париж, Писсарро и Моне организовали первую выставку импрессионистов в 1874 году в галерее фотографа Надара. Хотя выставка была встречена резкой критикой со стороны зрителей, на работы Писсарро обратил внимание искусствовед Филиппа Бурти, который написал более вдумчивую рецензию и заметил стилистическую связь между работами Писсарро и Милле.

Прачки, Эраньи-сюр-Эпте 1895
Прачки, Эраньи-сюр-Эпте 1895

Поздний период

К концу 1870-х годов Писсарро начал уходить от импрессионистской эстетики. По мере того, как импрессионизм становился все более популярным, он старался сделать свое искусство авангардным и актуальным, экспериментировал с новыми теоретическими концепциями. Вместе с Эдгаром Дега он создал гравюры на основе композиционных приемов, используемых японскими гравёрами на дереве. В середине 1880-х годов Писсаро начал сотрудничать с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Жоржем Сёра. Писсарро интересовался эстетикой пуантилизма, поддерживаемой этими художниками, и идеями анархизма. Да, Писсаро был убежденным анархистом и полагал, что социальная гармония достигается именно в анархистском обществе.

Камиль Писсаро. Площадь Республики, Руан
Камиль Писсаро. Площадь Республики, Руан

Хотя представление о Писсарро как о политическом художнике вызывает споры, события в его личной жизни подтверждают его причастность к анархизму. В 1894 году, после того как итальянский анархист убил президента Франции, Писсарро ненадолго отправил свою семью в Бельгию, чтобы избежать политических преследований.

Камиль Писсаро. Сбор гороха
Камиль Писсаро. Сбор гороха

Вскоре после этого он поссорился со своим близким другом Дега, когда французское правительство осудило еврейского военного капитана Альфреда Дрейфуса за измену. Когда выяснилось, что Дрейфус был невиновен и что правительство предпочло скрыть свою ошибку, а не признать ее, реакция французского общества выявила тенденцию к антисемитизму. Это обеспокоило Писсарро. Он считал Дега антисемитом. Дега в этот период специально переходил улицу, чтобы избежать встречи со своим бывшим другом и творческим соратником.

Камиль Писсаро. Сена в Руане
Камиль Писсаро. Сена в Руане

Писсарро умер до того, как дело Дрейфуса было окончательно разрешено, но конфликтный инцидент усилил его приверженность социальной справедливости в последние годы жизни.
Художники
Made on
Tilda