Top.Mail.Ru
Коллекционирование искусства

Фотограф Хельмут Ньютон

На пике славы Хельмут Ньютон признался, что любит вульгарность и безвкусицу. Рассказываем, как формировался его бунтарский дух в фашистской Германии, а после эмиграции — в Сингапуре, Лондоне, Париже.



Детство

Хельмут Ньютон родился в Берлине 31 октября 1920 года в семье Макса Нойштедтера, обеспеченного владельца пуговичной фабрики. Мать, Клара, следила за тем, чтобы он был одет с «иголочки», учила никогда не прикасаться к перилам, нанимала водителей для поездок в школу, увольняла горничных за мельчайшие провинности. Отсюда — бунтарские порывы Хельмута: по жизни и в творчестве. 


Хотя семья была еврейской, там праздновали Рождество, а не Хануку. Ни у Хельмута, ни у его сводного брата Ганса не было бар-мицвы.

Что если плевать на «Закон о гражданине Рейха»

В возрасте четырнадцати лет, воодушевленный уверенностью в семейном благополучии и упадке берлинского общества, Хельмут нарушил Нюрнбергские расовые законы и влюбился в арийскую девушку. То были два расистских законодательных акта — «Закон о гражданине Рейха» и «Закон об охране немецкой крови и немецкой чести», принятые по инициативе Адольфа Гитлера. Позже Хельмут сказал: «Я был в курсе этого, но мне было наплевать так или иначе».


Он учился в гимназии Генриха фон Трейчке, а затем в Американской школе в Берлине, где часто прогуливал занятия, больше интересовался фотографией, чем академическим образованием. Заядлый пловец, он проводил время в берлинском Швимм-клубе, о котором вспоминал с теплотой. Мы наблюдаем, как его юношеские фантазии переносятся в его работы в более позднем возрасте: Хельмут сделал целую фотосессию девушек в бассейне.

Гибель Ивы

В 1936 году, в возрасте 16 лет, ему удалось убедить отца позволить продолжить фотографическую карьеру и пойти учиться у модного фотографа Эльзы Эрнестин Нойлендер-Саймон, работавшей под профессиональным псевдонимом Ива.


Немецкая еврейка Ива имела репутацию новатора и была постоянным участником международных фотовыставок, в том числе дерзкого для женщины того времени Международного салона фотографии обнаженной натуры в Париже. Она также участвовала в выставке «Современный дух в фотографии» в Королевском фотографическом обществе в Лондоне в 1933 году. Экспериментировала с техникой многократной экспозиции, создавая сюрреалистические, сказочные эффекты, характерные для немецкого авангарда, и пыталась формировать новое видение женственности. Хельмут явно был в хорошей компании.


Ива оказала на него большое влияние в годы становления как фотографа. Надеясь, что в Германии что-то изменится, она решила не уезжать, когда к власти пришли нацисты. В конце концов, ее лишили студии, и она была убита в концентрационном лагере Майданек в декабре 1944 года.

Карьера

В 1938 году после Хрустальной ночи (или «Ночи разбитых витрин»), когда началось открытое преследование евреев, семья решила эмигрировать в Южную Америку. Пуговичная фабрика была захвачена.


Хельмуту дали билет на поезд до Триеста, откуда он должен был отправиться на лодке в Китай. Вместо этого он вышел в Сингапуре, там устроился в Strait Times на должность фоторепортера, но ему удалось продержаться всего две недели: «Я понял, как далеко я был от цели, которую поставил перед собой — стать фотографом Vogue».


Его сингапурское приключение, сопровождавшееся многочисленными сексуальными интрижками, подошло к концу, когда в 1940 году его депортировали в Австралию. Прибыв в Сидней в сентябре 1940 года, он был доставлен в лагерь в Татуре, штат Виктория, где оставался до 1942 года. После освобождения и нескольких недель работы сборщиком фруктов, он записался водителем грузовика в австралийскую армию. Так он продержался всю войну, не участвуя ни в каких боевых действиях. После окончания II Мировой он стал британским подданным, сменил фамилию Нойштедтер на Ньютон.


В 1946 году Хельмут вернулся к фотографии, открыл студию, начал заниматься модной съемкой. Именно в это время он познакомился с актрисой Джун Браун, на которой женился в 1948. Позже Джун стала самостоятельным фотографом, работала под псевдонимом Элис Спрингс.

Хельмут Ньютон

В 1956 году Ньютон начал работать с другим немецким беженцем Генри Талботом. Они открыли студию в Мельбурне, специализирующуюся на модной и рекламной фотографии. Ньютон работал над заданиями австралийского Vogue, а в 1957 году он заключил 12-месячный контракт с британским Vogue и перебрался в Лондон.

Хельмут Ньютон

Побег от лондонской чопорности

Время в британском Vogue было, по его собственным словам, «скучным», поскольку он был ограничен чопорным консерватизмом. Ньютон перебрался в Париж до истечения срока своего контракта. После недолгой работы в немецких и французских модных журналах и возвращения в австралийский Vogue в 1959 году он снова отправился в Париж в 1961 году, снял квартиру в фешенебельном районе Ла Марэ. Именно там он сделал культовый портрет женщины в смокинге по прозвищу «Курящая» для Yves Saint Laurent.

Хельмут Ньютон для Yves Saint Laurent

Постоянная работа во французском Vogue, а также периодические заказы от British Vogue, Harper's Bazaar и Queen дали Хельмуту финансовую стабильность, необходимую для формирования собственного видения фэшн-фотографии. В 1964 году он купил дом в Раматюэле, на Лазурном берегу во Франции, недалеко от Сен-Тропе.

Работы Ньютона этого периода принесли ему всемирную известность. В одном из интервью он объяснил: «Я люблю вульгарность. Меня привлекает безвкусица — она гораздо более захватывающая, чем предполагаемый хороший вкус, который является не чем иным, как стандартизированным взглядом на вещи».


Вдохновленный работами Брассая Ньютон заменил привычные образы моделей модных журналов женщинами, излучающими сексуальность. Этот подход оказался успешным, Ньютон получил новые заказы от Elle, Queen и Marie Claire. Главный редактор французского Vogue Франсин Кресент после своего назначения в 1968 году особенно активно поддерживала его новое видение женственности.


В 1960-е Ньютон создал работы, которые определили его стиль. Его фотографии, сочетающие гламур и декаданс высокой моды с подрывной сексуальностью, побуждали зрителя бросить вызов предубеждениям. Изобилие кинематографических эффектов делало одежду недостижимо желанной и подчеркивала столь же недостижимую женственность моделей.

Работа Ньютона в этот период вызвала и критику как со стороны феминисток и некоторых модных домов.

Поздний период

1970-е начались для Ньютонов не очень хорошо. Хельмут заболел, и Джун, его жене, пришлось вмешаться, чтобы завершить съемку для рекламной кампании сигарет. В следующем году Ньютон перенес сердечный приступ, находясь в Нью-Йорке, и какое-то время казалось, что болезнь обуздает его огромный энтузиазм и энергию.


В это время он увлекся темой женской сексуальности и создал серию, посвященную фетишизму, садомазохизму и чувству морально неудовлетворенности. Это работы были приемлемы для тех, кто считал себя эстетами авангарда, но не для глянцевых редакторов.


Сочетание эротики с сюрреалистическим декадентством в фотографиях Ньютона привлекало более скромные журналы, которые апеллировали к его любви к дурному вкусу. Он начал создавать эротические фоторепортажи для американского журнала для взрослых Oui в начале 1970-х, а также работал в Playboy. Там он исследовал темные фантазии и развивал бунтарскую эстетику, которой прославился. Он взял чувственность, декаданс и фетишизм из эротики и привнес их в модную фотографию, например, в портреты Настасьи Кински, Эльзы Перетти и Кристин ДеБелл.
Художники
Made on
Tilda