![](https://static.tildacdn.com/tild3839-6338-4432-a163-353034376265/o-o.jpeg)
Детство
Хельмут Ньютон родился в Берлине 31 октября 1920 года в семье Макса Нойштедтера, обеспеченного владельца пуговичной фабрики. Мать, Клара, следила за тем, чтобы он был одет с «иголочки», учила никогда не прикасаться к перилам, нанимала водителей для поездок в школу, увольняла горничных за мельчайшие провинности. Отсюда — бунтарские порывы Хельмута: по жизни и в творчестве.
![](https://static.tildacdn.com/tild3065-6438-4534-b336-313034396139/1448616522_helmutnew.jpg)
Хотя семья была еврейской, там праздновали Рождество, а не Хануку. Ни у Хельмута, ни у его сводного брата Ганса не было бар-мицвы.
Что если плевать на «Закон о гражданине Рейха»
В возрасте четырнадцати лет, воодушевленный уверенностью в семейном благополучии и упадке берлинского общества, Хельмут нарушил Нюрнбергские расовые законы и влюбился в арийскую девушку. То были два расистских законодательных акта — «Закон о гражданине Рейха» и «Закон об охране немецкой крови и немецкой чести», принятые по инициативе Адольфа Гитлера. Позже Хельмут сказал: «Я был в курсе этого, но мне было наплевать так или иначе».
![](https://static.tildacdn.com/tild3661-6465-4938-b936-323932316333/2011_NYR_02470_0012_.jpg)
Он учился в гимназии Генриха фон Трейчке, а затем в Американской школе в Берлине, где часто прогуливал занятия, больше интересовался фотографией, чем академическим образованием. Заядлый пловец, он проводил время в берлинском Швимм-клубе, о котором вспоминал с теплотой. Мы наблюдаем, как его юношеские фантазии переносятся в его работы в более позднем возрасте: Хельмут сделал целую фотосессию девушек в бассейне.
Гибель Ивы
В 1936 году, в возрасте 16 лет, ему удалось убедить отца позволить продолжить фотографическую карьеру и пойти учиться у модного фотографа Эльзы Эрнестин Нойлендер-Саймон, работавшей под профессиональным псевдонимом Ива.
![](https://static.tildacdn.com/tild3537-3464-4566-b237-663530386632/92739505_original.jpg)
Немецкая еврейка Ива имела репутацию новатора и была постоянным участником международных фотовыставок, в том числе дерзкого для женщины того времени Международного салона фотографии обнаженной натуры в Париже. Она также участвовала в выставке «Современный дух в фотографии» в Королевском фотографическом обществе в Лондоне в 1933 году. Экспериментировала с техникой многократной экспозиции, создавая сюрреалистические, сказочные эффекты, характерные для немецкого авангарда, и пыталась формировать новое видение женственности. Хельмут явно был в хорошей компании.
![](https://static.tildacdn.com/tild6262-3234-4764-b562-373464356564/JoNNfLuV2rw.jpg)
Ива оказала на него большое влияние в годы становления как фотографа. Надеясь, что в Германии что-то изменится, она решила не уезжать, когда к власти пришли нацисты. В конце концов, ее лишили студии, и она была убита в концентрационном лагере Майданек в декабре 1944 года.
Карьера
В 1938 году после Хрустальной ночи (или «Ночи разбитых витрин»), когда началось открытое преследование евреев, семья решила эмигрировать в Южную Америку. Пуговичная фабрика была захвачена.
![](https://static.tildacdn.com/tild6666-6365-4162-b738-633334313262/Helmut_16.jpg)
Хельмуту дали билет на поезд до Триеста, откуда он должен был отправиться на лодке в Китай. Вместо этого он вышел в Сингапуре, там устроился в Strait Times на должность фоторепортера, но ему удалось продержаться всего две недели: «Я понял, как далеко я был от цели, которую поставил перед собой — стать фотографом Vogue».
![](https://static.tildacdn.com/tild3936-3164-4063-b637-646330393438/0_c24e5_9b7d2a64_ori.jpg)
Его сингапурское приключение, сопровождавшееся многочисленными сексуальными интрижками, подошло к концу, когда в 1940 году его депортировали в Австралию. Прибыв в Сидней в сентябре 1940 года, он был доставлен в лагерь в Татуре, штат Виктория, где оставался до 1942 года. После освобождения и нескольких недель работы сборщиком фруктов, он записался водителем грузовика в австралийскую армию. Так он продержался всю войну, не участвуя ни в каких боевых действиях. После окончания II Мировой он стал британским подданным, сменил фамилию Нойштедтер на Ньютон.
![](https://static.tildacdn.com/tild3866-3939-4461-b766-643833646233/uzn_1394569122.jpg)
В 1946 году Хельмут вернулся к фотографии, открыл студию, начал заниматься модной съемкой. Именно в это время он познакомился с актрисой Джун Браун, на которой женился в 1948. Позже Джун стала самостоятельным фотографом, работала под псевдонимом Элис Спрингс.
![](https://static.tildacdn.com/tild3432-3234-4064-b932-626233393364/933x1400_0xac120003_.jpeg)
В 1956 году Ньютон начал работать с другим немецким беженцем Генри Талботом. Они открыли студию в Мельбурне, специализирующуюся на модной и рекламной фотографии. Ньютон работал над заданиями австралийского Vogue, а в 1957 году он заключил 12-месячный контракт с британским Vogue и перебрался в Лондон.
![](https://static.tildacdn.com/tild6332-3965-4536-a533-313839353965/1336022359_helmut-ne.jpg)
Побег от лондонской чопорности
Время в британском Vogue было, по его собственным словам, «скучным», поскольку он был ограничен чопорным консерватизмом. Ньютон перебрался в Париж до истечения срока своего контракта. После недолгой работы в немецких и французских модных журналах и возвращения в австралийский Vogue в 1959 году он снова отправился в Париж в 1961 году, снял квартиру в фешенебельном районе Ла Марэ. Именно там он сделал культовый портрет женщины в смокинге по прозвищу «Курящая» для Yves Saint Laurent.
![](https://static.tildacdn.com/tild6163-6136-4565-b635-333638313762/newton_01022016.jpg)
Постоянная работа во французском Vogue, а также периодические заказы от British Vogue, Harper's Bazaar и Queen дали Хельмуту финансовую стабильность, необходимую для формирования собственного видения фэшн-фотографии. В 1964 году он купил дом в Раматюэле, на Лазурном берегу во Франции, недалеко от Сен-Тропе.
Работы Ньютона этого периода принесли ему всемирную известность. В одном из интервью он объяснил: «Я люблю вульгарность. Меня привлекает безвкусица — она гораздо более захватывающая, чем предполагаемый хороший вкус, который является не чем иным, как стандартизированным взглядом на вещи».
![](https://static.tildacdn.com/tild6666-3330-4533-b231-613533313038/parizh-1971-fotograf.jpg)
Вдохновленный работами Брассая Ньютон заменил привычные образы моделей модных журналов женщинами, излучающими сексуальность. Этот подход оказался успешным, Ньютон получил новые заказы от Elle, Queen и Marie Claire. Главный редактор французского Vogue Франсин Кресент после своего назначения в 1968 году особенно активно поддерживала его новое видение женственности.
![](https://static.tildacdn.com/tild3434-6335-4333-b435-646639626430/w_300.jpg)
В 1960-е Ньютон создал работы, которые определили его стиль. Его фотографии, сочетающие гламур и декаданс высокой моды с подрывной сексуальностью, побуждали зрителя бросить вызов предубеждениям. Изобилие кинематографических эффектов делало одежду недостижимо желанной и подчеркивала столь же недостижимую женственность моделей.
Работа Ньютона в этот период вызвала и критику как со стороны феминисток и некоторых модных домов.
Поздний период
1970-е начались для Ньютонов не очень хорошо. Хельмут заболел, и Джун, его жене, пришлось вмешаться, чтобы завершить съемку для рекламной кампании сигарет. В следующем году Ньютон перенес сердечный приступ, находясь в Нью-Йорке, и какое-то время казалось, что болезнь обуздает его огромный энтузиазм и энергию.
![](https://static.tildacdn.com/tild6636-3333-4838-a461-386634376434/image_56210220024908.jpg)
В это время он увлекся темой женской сексуальности и создал серию, посвященную фетишизму, садомазохизму и чувству морально неудовлетворенности. Это работы были приемлемы для тех, кто считал себя эстетами авангарда, но не для глянцевых редакторов.
![](https://static.tildacdn.com/tild6534-3530-4161-b464-643732656333/81.jpg)
Сочетание эротики с сюрреалистическим декадентством в фотографиях Ньютона привлекало более скромные журналы, которые апеллировали к его любви к дурному вкусу. Он начал создавать эротические фоторепортажи для американского журнала для взрослых Oui в начале 1970-х, а также работал в Playboy. Там он исследовал темные фантазии и развивал бунтарскую эстетику, которой прославился. Он взял чувственность, декаданс и фетишизм из эротики и привнес их в модную фотографию, например, в портреты Настасьи Кински, Эльзы Перетти и Кристин ДеБелл.