Коллекционирование искусства

Художник Василий Кандинский

Василий Кандинский хотел сделать карьеру юриста, но стал художником: перебрался в Мюнхен, потом в Берлин, потом в Москву, где познакомился с Александром Родченко. После прихода к власти большевиков вернулся в Берлин. Во время войны сбежал в Париж. Фашисты конфисковали его работы. Но именно в Париже о Кандинском узнал Гуггенхайм.

Детство

Василий Васильевич Кандинский родился в 1866 году в Москве в семье хорошо образованных представителей высшего сословия смешанного этнического происхождения. Его отец провел детство недалеко от Монголии, а мать была москвичкой, бабушка — из немецкоязычной Прибалтики. Большая часть детства Кандинского прошла в Одессе, процветающем космополитическом городе, населенном европейцами, выходцами из Средиземноморья и другими этническими группами.

В раннем возрасте Кандинский проявлял необычайную чувствительность к звукам, словам и цветам. Его отец поощрял его уникальный и не по годам развитый дар к искусству и записал его на частные уроки рисования, а также уроки игры на фортепиано и виолончели.


Впрочем, с юности и до тех пор, пока ему не исполнилось 30 лет, Кандинский не вспоминал о живописи. Вместо этого в 1886 году он поступил в Московский университет, чтобы изучать право, этнографию и экономику. Несмотря на юридическую направленность академических занятий, интерес Кандинского к цветовой символике и ее влиянию на человеческую психику рос на протяжении всего его пребывания в Москве. В частности, этнографическая исследовательская поездка в 1889 году в Вологодскую область на северо-западе России пробудила интерес к народному искусству, который Кандинский пронес через всю свою карьеру. После получения степени в 1892 году он начал юридическую практику, читал лекции в университете.

Профессиональное становление

Несмотря на свой успех в качестве педагога, Кандинский отказался от своей карьеры преподавателя права, чтобы поступить в художественную школу в Мюнхене в 1896 году. Первые два года в Мюнхене он учился в школе Антона Азбе, а в 1900 году перешел в школу Франца фон Штука.


В школе Азбе Кандиинский познакомился с будущими соратниками, среди них Алексей Явленский, который погрузил его в авангард в Мюнхене. В 1901 году Кандинский стал соучредителем «Фаланги» — объединения художников, выступавших против консервативных взглядов традиционных художественных учреждений. «Фаланга» расширилась за счет художественной школы, в которой преподавал Кандинский, и выставочной группы. В одном из классов школы Phalanx он познакомился и завязал отношения со своей ученицей Габриэль Мюнтер. Габриэль стала его компаньоном на следующие 15 лет.

Путешествуя по Европе и Северной Африке с Мюнтер с 1903 по 1909 год, Кандинский проникся экспрессионистским движением и разработал свой собственный стиль, основанный на разнообразных художественных источниках, свидетелем которых он стал во время своих путешествий.

Кандинский написал свою прорывную работу «Синий всадник» (1903) в этот переходный период. Эта картина выявила его интерес к использованию цвета для выражения эмоций.


В 1909 году Кандинский стал одним из основателей Neue Kunstlervereinigung Munchen (NKVM, или Ассоциация новых художников Мюнхена), группы, которая стремилась помочь художникам-авангардистам найти признание на арт-рынке, поскольку их практики были слишком радикальными для традиционных организаций и академий того времени.
Картины Кандинского становились все более и более абстрагированными от окружающего мира по мере того, как он постепенно совершенствовал свой стиль. Кандинский начал называть работы «Импровизациями», «Композициями» или «Впечатлениями», чтобы еще больше подчеркнуть их удаленность от объективного мира, продолжал использовать подобные названия на протяжении всей оставшейся жизни.

Поздний период

После объявления Германией войны России Кандинский был вынужден покинуть страну. Он путешествовал по Швейцарии и Швеции с Мюнтер почти два года, но вернулся в Москву в начале 1916 года, что фактически положило конец их отношениям. В Москве он женился на Нине Андреевской, юной дочери царского полковника.


Там же он познакомился с искусством конструктивистов и супрематистов, таких как Владимир Татлин и Казимир Малевич, пожил некоторое время в одном доме с Александром Родченко, был представлен другим светилам авангарда — Науму Габо, Любови Поповой и Варваре Степановой.

После Октябрьской революции 1917 года планы Кандинского построить частную школу и студию были нарушены коммунистическим перераспределением частного богатства, и вместо этого он работал с новым правительством над развитием художественных организаций и школ.

Кандинский стал чувствовать себя все более отдаленным от авангарда. Его поиски духовности в искусстве не сочетались с утилитарной эстетикой, отстаиваемой молодым правительством и художниками, которых оно поддерживало.


В 1921 году, когда архитектор Вальтер Гропиус пригласил Кандинского в Германию для преподавания в Веймарском Баухаузе, он согласился и вместе с женой переехал в Берлин, получил немецкое гражданство в 1928 году. Там Кандинского обратился к эстетике геометрических фор — в частности, кругам, полукругам, прямым линиям, углам, квадратам, шахматным доскам и треугольникам.

В 1926 году он опубликовал свою крупную теоретическую работу «Точка и линия к плоскости», в которой изложил свои идеи о «науке о живописи». Как и на практике, так в теории Кандинский перешел от романтического, интуитивного выражения своих мыслей к акценту на конструктивно организованных композициях.


Когда в 1933 году нацисты закрыли школу Баухаус, и Кандинский был вынужден покинуть приемный дом в Германии, переехать во Францию, там он и остался до конца своей жизни. Кандинский и его жена Нина поселились в маленькой квартирке в пригороде Парижа, Нейи-сюр-Сен, и в 1939 году получили французское гражданство.
Во Франции его стиль снова изменился. Кандинский экспериментировал с биоморфными формами, которые были более органичными, чем резкие геометрические формы его картин Баухауза.

Кандинский продолжал совершенствовать свой стиль и пересматривал многие из своих предыдущих тем. Он синтезировал элементы всего своего творчества в обширные, сложные работы. Его поздний стиль сочетал в себе выразительную палитру его самых ранних беспредметных композиций начала 1910-х годов с более структурированными формами, которые он исследовал в Баухаусе, а также с биоморфными изображениями, популяризированными сюрреалистами, такими как Хоан Миро и Жан Арп.


Нацисты конфисковали 57 его полотен во время чистки «дегенеративного искусства» в 1937 году, но, несмотря на фашистский запрет на его искусство, американские покровители, в частности Соломон Р. Гуггенхайм, жадно собирали его абстрактные работы.

Работы Кандинского стали ключевыми при формировании коллекции музея Гуггенхайма, посвященного современному, авангардному искусству. В коллекцию музея вошло более 150 работ Кандинского, художник стал известен как «святой покровитель Гуггенхайма». Он умер в декабре 1944 года в относительной, но безмятежной изоляции.

Лекции Алексея Валерьевича Петухова, куратора ГМИИ, об искусстве XX века.

2022-05-13 11:01 События Арт-рынок Художники