Что нужно знать о выставке Анри Матисса в Центре Помпиду
Отложенная из-за короновируса выставка, посвященная Анри Матиссу, наконец, открылась в Центре Помпиду. В честь 150-летия художника ArtCollecting.Info представляет онлайн-лекцию о фовизме эксперта ГМИИ Алексея Петухова и рассказывает о работах, которые можно увидеть в Париже.
Инфоповод, который обсуждается в социальных сетях больше, чем «Довод» Кристофера Нолана в сентябре: Центр Помпиду отмечает 150-летие Анри Матисса с еще большим размахом, чем Гран Пале в 1970-м. Далекая от академической ретроспективы, выставка показывает «слияние художественного творчества и литературы». Матисс постоянно общался с писателями, иллюстрировал стихи Малларме, был героем новеллы Арагона. Именно мастера слова вдохновили его на картины La Blouse roumaine, 1940 и Les Tapis rouges, 1906.
По словам кураторов, выставка представляет собой роман, разделенный на 9 глав. В экспозиции — 230 работ и 70 документов из архивов от Луи Арагона до Пьера Шнайдера, Жана Клея и самого Анри Матисса. До посещения выставки иной эксперт может думать, что знает о Матиссе все, но ошибется... Многие из представленных работ давно хранились в коллекции Центра Помпиду, в том числе Tête blanche et rose, 1914, предвестившая историю куббизма. Но есть и мало известные картины, переданные музеями Като-Камбрезисе, Ниццы и Гренобля.
В выставочных залах в Центре Помпиду вы будете не только смотреть картины — читать. В экспозицию вошли мемуары, новеллы, статьи, заметки из архивов музеев и библиотек. В 1947 году Матисс выпустил книгу «Джаз», содержащую вырезанные из бумаги коллажи - декупажи, его философские размышления и каллиграфические заметки. «Литературный аспект принял новый поворот в 1930-х годы, когда Матисс начал работу над иллюстрированной книгой стихов Малларме, ставшей частью некоторых знаковых картин того периода, таких как «Вердюр», 1935 — 1943», — говорится в релизе.
Выставка сопровождается образовательной программой, ставшей итогом совместной работы Центра Помпиду и парижской компании Nocturnes Productions. Ее хитом стал документальный фильм «Путешествие Матисса». Премьера ожидалась в начале этого года, но была перенесена из-за пандемии на осень вместе с выставкой. В основе сюжета — исследование, как путешествия Матисса на Корсику, Алжир, Марокко и Полинезию повлияли на его творчество.
Путешествие на Таити, совершенное Матиссом в 1930 году в возрасте 60 лет, особенно знаменательно, поскольку оно послужило вдохновением для создания знаменитых фигурок из раскрашенной бумаги с помощью ножниц. Таитянская тапа, ткань из коры, украшенная геометрическими узорами, и покрывала, известные как тифаифай, стали особой главой его искусства. «Свет Тихого океана — это глубокая золотая чаша, в которую мы попали», — сказал художник. «Слишком много всего, что можно увидеть… иногда мне кажется, что пребывание на Таити вернуло мое воображение».
Парижские салоны начала ХХ века и первый «-изм» столетия – фовизм. Находки и индивидуальный стиль его главы – Анри Матисса. Роль неевропейских культур в художественном процессе 1900-х.
Лектор: Алексей Валерьевич Петухов. Родился в 1978 году в Москве. Выпускник МГУ имени М.В.Ломоносова, кандидат искусствоведения (2003). С 2001 года работает в ГМИИ имени А.С.Пушкина, старший научный сотрудник-хранитель коллекции новой французской живописи (Собрание Щукина и Морозова). Куратор многочисленных выставок, в том числе «Клод Моне» (2001), «Амедео Модильяни» (2007), «Сальвадор Дали» (2011), «Пауль Клее» (2014), «Паскин и Фужита» (2015), «Парижские вечера» баронессы Эттинген» (2018), «Ольга Пикассо» (2019), сокуратор выставки «Щукин. Биография коллекции» (2019). Автор научных трудов и курсов лекций, преподавал в МГУ имени М.В.Ломоносова и РГГУ, доцент ВШЭ.