Symbiotic Seeing – выставка, которая зимой открылась в Kunsthaus Zürich, а потом мигрировала в цифровое пространство. Зрелищная – иначе у Элиассона не получается, но предполагающая живое присутствие в музее.
Элиассон вступает в полемику с Дарвином, становится апологетом теорий, противоречащих дарвинизму. В одном из интервью Элиассон предположил, что Дарвин мог ошибаться. Что сильнее вас делает не победа в борьбе за выживание, а симбиоз, сотрудничество, позволяющее не просто выживать – развиваться, идти вперед. Что сейчас, в эпоху антропоцена, мы стоим на перепутье, перед сложным выбором.
В этом есть политический подтекст: Элиассона в сентябре 2019 года назначили послом доброй воли ООН, как и Грета Тунберг он говорит об изменениях климата, но на своем, художественном языке.
Образ этого самого перепуться создает дымовая машина. Вы видите, как дымовая завеса превращается в холст, проекции, реагирующие на тепло от тел зрителей – в краски. Элиассон отметил, что хотел показать постоянно меняющуюся картину, напоминающую о первозданном супе, межгалактическом коктейле микроскопического движения бактерий – что бы вы увидели, если бы вы очень внимательно посмотрели на мир вокруг вас или на далекие галактики.
«В зале атмосферная обстановка. Температура поддерживается на уровне около 22°C, в то время как наши тела – 37°C. Тепло, исходящее от наших тел, идет к потолку. Наше простое присутствие, изменение температуры и движение воздуха, создаваемое нашим движением, создают завихрения и дыры, изменяющие изображения над нами, а это может заставить нас усомниться в том, как мы взаимодействуем с миром», – объясняет Элиассон. Приятного просмотра!