Искусство
Художники Музеи События

Художник Василий Кандинский и его выставка в Бильбао

Guggenheim Bilbao открыл выставку Василия Кандинского, продлится она до 23 мая. Директор музея, Хуан Игнасио Видарте, сравнил это событие с чудом во время пандемии и рассказал, как формировалась экспозиция. В ее основе — коллекция Соломона Роберта Гуггенхайма, коммерсанта, промышленника, мецената, основателя фонда для поддержки современного искусства. Он сделал состояние на золотодобыче, но оставил миру другое богатство - шедевры, которые представлены в музее.

Василий Кандинский
(с) Guggenheim Bilbao

Гуггенхайм обратил внимание на Кандинского еще в 1929 году, в Баухаусе (Дессау). Туда коммерсант оправился по совету молодой немецкой художницы Хиллы фон Ребай. Ей выпала честь выполнить заказ — написать его классический портрет, без намека на авангард. Но в процессе работы фон Ребай заинтриговала Гуггенхайма нефигуративной живописью, и вскоре его коллекция пополнилась произведениями Кандинского, Клее, Бауэра, Леже и Мондриана.

В 1930 Гуггенхайм вернулся в Дессау специально, чтобы встретиться с Кандинским, а в 1937 основал в Нью-Йорке фонд. Выставка в Бильбао, основанная на обширном собрании коммерсанта, показывает весь творческий путь Кандинского, уделяет пристальное внимание его началу, которое приходится на 1900-е.

В Мюнхене в 1900-х — 1910-е Кандинский исследовал выразительные возможности цвета и композиции, но был внезапно вынужден покинуть Германию с началом Первой мировой войны в 1914 году. Вернулся в родную Москву, и там продолжил утопические эксперименты русского авангарда, делая упор на геометрические формы в попытке создать универсальный эстетический язык.

Позже Кандинский поступил в Баухаус, немецкую школу искусства и прикладного дизайна. Именно там многие принципы, определяющие внешний облик архитектуры, повсеместное употребление классических ордеров, продолжавшееся с XV по XIX век, были поставлены под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям, и, отринув орнаментику, архитекторы переломили многовековую традицию. Кандинский повторил это в изобразительном искусстве.

Вынужденный снова покинуть Германию, когда Баухаус закрылся под давлением нацистов в 1933 году, он поселился за пределами Парижа. Хуан Игнасио Видарте отметил, что во Франции сюрреализм и естественные науки повлияли на биоморфные образы Кандинского.

О творческом пути Василия Кандинского в Баухайсе слушайте лекцию Алексея Петухова на ArtCollecting.Info.