Искусство
Новости Художники Арттех

Исследователи обнаружили ДНК на рисунках Леонардо да Винчи

Междисциплинарная исследовательская группа нашла следы грибов и бактерий и, что особенно важно, #днк на рисунках Леонардо да Винчи. Но надежды на то, что мы, возможно, наконец-то нашли ключ к аутентификации работ мастера эпохи Возрождения, вероятно, не оправдаются, поскольку исследователи полагают, что ДНК, скорее всего, принадлежит хранителям, которые работали с рисунками на протяжении многих лет. Однако они не исключают возможности, что генетический материал мог оставаться на бумаге со времен Возрождения.


Ученые из Австрии и Италии изучили #микробиом избранных рисунков итальянского художника #леонардодавинчи, большинство из которых хранятся в Королевской библиотеке Турина. К ним относятся «Autoritratto» («#портрет мужчины в красном мелу»), «Studi delle gambe anteriori di un cavallo» («#исследование передних ног лошади») и «Figura presso il fuoco» («Фигура у огня»). Исследователи использовали инновационный геномный подход, называемый секвенированием нанопор, для извлечения остатков ДНК, обнаруженных на рисунках.

Их результаты, опубликованные в журнале Frontiers in Microbiology, показали удивительное преобладание бактерий над грибами. Раньше исследователи думали, что #грибы были доминирующим микробным сообществом в бумажном искусстве. Вот почему защитники природы идут на все, чтобы предотвратить развитие грибов, ответственных за порчу старых рукописей и рисунков.

Фактически, исследователи обнаружили, что большая часть идентифицированных бактерий типична для микробиома человеческого тела. Это говорит о том, что #рисунки за годы прошли через многие руки. Эта теория дополнительно подкрепляется наличием на рисунках большого количества ДНК человека. Однако невозможно с уверенностью сказать, являются ли какие-либо следы ДНК генетическим материалом самого мастера.

«Этот результат указывает, что методы восстановления следует постоянно пересматривать, а #исследования в области сохранения и восстановления ДНК поощрять», - пишут авторы, опираясь на информацию о высокой доли ДНК человека. «Аналогичным образом, необходимы новые методы и протоколы как для фиксации, так и для восстановления этих естественных биоархивов, которые сопровождают все уникальные объекты нашего художественного и культурного наследия, не отягощая и без того нелегкую работу консерваторов и реставраторов».